Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Трудовое право - Трудовая инспекция административное нарушение

Трудовая инспекция административное нарушение

Трудовая инспекция административное нарушение

1. Инспектор ГИТ выдал предписание, в соответствии с которым работодателю необходимо устранить нарушение трудовых прав, допущенное в отношении работника. В частности:

  1. отменить приказ о прекращении трудового договора об увольнении работника;
  2. восстановить работника в прежней должности;
  3. выплатить работнику средний заработок за все время вынужденного прогула.

Впоследствии в ходе проверки ГИТ было установлено, что данное предписание работодатель в установленный срок не выполнил. В связи с этим был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.

1 ст. 19.5 КоАП РФ. Мировой судья признал работодателя виновным в совершении этого правонарушения. Однако Верховный суд РФ, как следует из постановления от 04.07.2014 № 34-АД14-3, пришел к другому выводу.

Разногласия, возникшие между работодателем и работником в связи с увольнением, подлежат рассмотрению комиссией по трудовым спорам или судом. И хотя на ГИТ возложены функции государственного надзора по соблюдению трудового законодательства, однако полномочиями по рассмотрению индивидуальных трудовых споров ГИТ не наделена. Кроме того, индивидуальный трудовой спор ранее был рассмотрен судом, которым исковые требования работника о восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда были частично удовлетворены.

При таких обстоятельствах предписание ГИТ считается незаконным, так как вынесено по вопросам, не относящимся к ее компетенции.

Программа «» позволяет сформировать приказ об отмене ранее утвержденного приказа.

Охрана труда

Если говорить о том за что штрафует трудовая инспекция в первую очередь согласно со статистикой можно выделить не предоставление организациями нормальных условий труда для сотрудников.

Нарушение норм охраны труда – довольно распространенная практика среди юридических лиц и предпринимателей. Некоторые факты Размеры зарплаты, установленные в трудовых договорах, в штатном расписании обязательно просматриваются в ходе проверки. Также смотрят правильно ли внесены изменения в трудовые отношения, связанные с изменением заработной платы сотрудников.

Выражение «с оплатой согласно штатному расписанию» не допускается в трудовом договоре!

Согласно ст.57 ТК РФ в трудовом договоре необходимо проставить: размер тарифной ставки или должностного оклада, надбавки и доплаты. Нужно, чтобы информация в трудовом договоре, штатном расписании, Правилах внутреннего трудового распорядка, Положении об оплате труда и премировании, актах о неявке работников за заработной платой, расчетные документы и уведомления по уволенным, платежным ведомостям и приказам была одинаковая.

Плановая проверка предприятия трудовой инспекцией происходит один раз в несколько лет, но может быть проведена также и внеплановая проверка, если в инстанцию поступит жалоба от сотрудника на юридическое лицо.

По результатам проверки инспектор заключает, все ли требования ТК РФ соблюдаются работодателем, директором организации и уполномоченными ответственными лицами. В 2020 году для юридических лиц были предусмотрены смягчающие меры, которые залучаются в том, что предприятие и уполномоченные лица не будут оштрафованы при обнаружении первого незначительного несоблюдения ТК. Инспектор укажет на нарушения и предоставит юридическому лицу некоторый срок для их исправления.

По истечении обозначенного времени (приблизительно через месяц) организацию снова посетит уполномоченная комиссия от трудовой инспекции с повторной проверкой. Если необходимые меры будут предприняты и все нарушения исправлены, юридическое лицо сможет избежать штрафа от трудовой инспекции.

За несоблюдение предписаний уполномоченного лица в обозначенные сроки для юридических лиц назначается штраф в размере от 300 до 500 тысяч рублей, а для уполномоченного должностного лица размер штрафа составляет от 16 до 20 тысяч рублей. Рассмотрим, какими административными мерами караются различные нарушения требования охраны труда и сколько составляют штрафы трудовой инспекции для юридических лиц в 2020 году.

Рассмотрим, какими административными мерами караются различные нарушения требования охраны труда и сколько составляют штрафы трудовой инспекции для юридических лиц в 2020 году.

  • Отсутствие в организации уполномоченного лица, ответственного за охрану труда и проведение инструктажей для сотрудников – административный штраф в размере от 50 до 80 тысяч рублей.
  • Отсутствие документов, методичек и рекомендаций по охране труда, включающих в себя рекомендации по технике безопасности при работе на обозначенном предприятии – штраф до 80 тысяч рублей.
  • Не обеспечение сотрудников спецодеждой, если в ТК РФ указанно, что данная группа сотрудников должна быть обеспечена спецодеждой – штраф от 130 до 150 тысяч рублей.
  • Отсутствие документов подтверждающих прохождение вступительного и текущих инструктажей по технике безопасности всеми сотрудниками предприятие – штраф в размере от 110 до 130 тысяч рублей.
  • Не проведение спецоценки условий труда – штраф в размере 80 тысяч рублей.
  • Не обеспечение прохождения сотрудниками планового медосмотра, если необходимость осмотра предусмотрена ТК РФ – штраф до 130 тысяч рублей.

Обычно инспекция по труду выписывает административный штраф и предписанием для компании, хотя инспектор имеет право согласно уголовному кодексу выписать штраф работодателю, если нарушение будет подтверждено.

При незначительных нарушениях проверяющий сначала предложит выполнить предписание, и, только когда рекомендации будут не исполнены, наложит штраф.

Если юридические лица привлекаются к административному нарушению повторно, размер штрафа может быть увеличен до 200 тысяч рублей. Как альтернатива штрафу может практиковаться приостановка производственного процесса на срок до 90 календарных дней. О штрафах за нарушение трудового законодательства рассказано в ролике

Обжалуем решения государственного инспектора труда

Вы здесь Опубликовано 2007-01-16 07:33 пользователем HRTrud «Отдел кадров», 2009, N 1 Ни одна организация, независимо от организационно-правовой формы, не застрахована от проверки органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

В качестве такого органа выступает Федеральная инспекция труда, которая в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и постановлениями Правительства РФ, иными правовыми актами. Основная масса контрольных мероприятий проводится по жалобам «обиженных» работников на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) руководства организации, связанными с невыполнением ими обязательных требований. Результатом визита госинспектора чаще всего становится предписание об устранении нарушений требований трудового законодательства и протокол об административном правонарушении.

Гораздо реже для привлечения виновных к ответственности они направляют материалы о выявленных нарушениях в правоохранительные органы и суд. В данной статье расскажем, как же быть работодателю с предписанием и протоколом: согласиться или обжаловать такое решение?

Обнаружено административное правонарушение Государственный контроль и надзор трудовой инспекции регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

. Независимо от вида (плановое или внеплановое) контрольные мероприятия должны проводиться на основании распоряжения (приказа) инспекции труда, копия которого вручается руководителю или иному должностному лицу организации.

В случае выявления при проверке каких-либо нарушений действующего законодательства в обязательном порядке требуются объяснения от руководителя организации или его представителей.

Как правило, сотрудники инспекции требуют представить такие объяснения непосредственно после выявления нарушений, и чем меньше этих объяснений, тем проще в дальнейшем будет выстроить свою позицию при обжаловании решений инспекции, вынесенных по результатам проверки.

В случае обнаружения очевидных нарушений трудового законодательства в срок не более двух суток (ст. 28.5 КоАП РФ) составляется протокол об административном правонарушении, в котором отражается место, время совершения и суть правонарушения со ссылкой на нарушенные законы и иные нормативные акты по пунктам.

Подписание руководителем или представителем учреждения протокола не означает согласия с его содержанием.

Хотя инспектор может ограничиться предписанием об устранении выявленного нарушения. В нем проверяющий перечисляет требования об устранении нарушений и указывает срок их устранения. К этому сроку учреждение обязано предоставить письменную информацию об устранении выявленных нарушений или принятии мер по их устранению (нужно приложить копии локальных нормативных актов по данному вопросу).

Когда инспектором проведены все проверочные мероприятия, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. Один экземпляр с копиями приложений вручается руководителю организации или его заместителю под расписку либо направляется почтой с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле ГИТ.

В данном случае следует обратить внимание, что нарушение указанного требования со стороны сотрудников инспекции труда может повлечь отмену решений, принятых на основании акта проверки. Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета мероприятий по контролю, в котором производится запись о наименовании ГИТ, дате, времени проведения, основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия, о выявленных нарушениях, составленных протоколах, выданных предписаниях. Если организация подверглась очередной проверке с нарушением сроков, журнал может послужить доказательством того, что проверка проведена незаконно и ее результаты следует отменить.

Судебная практика по делам об оспаривании решений инспекторов ГИТ о привлечении работодателей к административной ответственности за нарушение трудового законодательства позволяет сделать вывод, что основанием для применения мер ответственности являются как единичные нарушения требований ТК РФ, так и их совокупность. При этом размер штрафа не всегда зависит от количества выявленных нарушений (Постановления ФАС МО от 27.11.2006 N КА-А40/11424-06, от 20.12.2006 N КА-А40/12174-06, от 08.11.2006 N КА-А40/10787-06, ФАС ЗСО от 26.07.2007 N Ф04-5021/2007(36614-А81-29)).

Таким образом, при наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, а также при установлении вины работодателя или руководителя организации в совершении правонарушения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства могут быть привлечены названные лица одновременно или одно из них в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Внимание! Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 19.4 — 19.7, п. 2 ст. ст.

5.27, 5.42 КоАП РФ, вправе рассматривать и привлекать к ответственности по ним только суд.

Решения инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, Главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения Главного государственного инспектора труда РФ обжалуются только в суд. Работодатель может обратиться в вышестоящие уполномоченные органы с требованием отменить тот или иной акт либо дать оценку действиям соответствующих органов и должностных лиц, которые, по его мнению, нарушают его права либо законные интересы.

Так, например, подписание акта проверки еще не означает, что работодатель согласен с его содержанием, а свидетельствует лишь о том, что работодатель ознакомлен с данным документом.

При подписании протокола, составленного на основании нарушения трудового договора, работодатель может отразить в нем также все свои замечания. Порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется гражданским процессуальным законодательством РФ (ст. 383 ТК РФ). Исполнение решений инспекции труда Итак, проверка проведена.

Вам вручены акт, протокол и предписание. Согласно ст. 357 ТК РФ предписание обязательно для исполнения. Проверяющий представитель ГИТ перечисляет в предписании требования об устранении нарушений трудового законодательства, отмеченных в акте проверки и протоколе, и указывает сроки их устранения.

К указанному сроку работодатель обязан предоставить письменную информацию по каждому пункту предписания об устранении нарушений или о принятых мерах. Она может быть в виде соответствующего письма с приложением копии приказа, копии локальных актов с внесенными изменениями и дополнениями, а также платежных поручений, ведомостей оплаты труда и т.д.
Она может быть в виде соответствующего письма с приложением копии приказа, копии локальных актов с внесенными изменениями и дополнениями, а также платежных поручений, ведомостей оплаты труда и т.д.

Дело об административном правонарушении рассматривается не позднее чем в 15-дневный срок со дня составления протокола и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ). Рассматривает его, как правило, инспектор, проводивший проверку, хотя закон не запрещает передать его другим должностным лицам ГИТ.

По результатам рассмотрения может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Второй вариант возможен, в частности, в случае передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления. Кроме того, может быть вынесено определение о передаче дела судье, уполномоченному назначить административное наказание в виде дисквалификации.

В случае согласия с решением госинспектора труда лицо, привлеченное к административной ответственности, выполняет данное решение, в том числе уплачивает назначенный административный штраф в срок не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении этого времени при отсутствии документа, который свидетельствует об уплате штрафа, орган, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю.

Кроме того, принимается решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы наложенного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

А если работодатель не согласен с решением проверяющего? Если работодатель не согласен с результатами проверки или с полученным ответом, то он может в соответствии со ст.

361 ТК РФ обжаловать действия государственного инспектора труда в порядке подчиненности, то есть к руководителю ГИТ в субъекте РФ или в суд в течение десяти дней с момента получения предписания.

При несогласии с действиями руководителя ГИТ в субъекте РФ его решения могут быть обжалованы Главному государственному инспектору труда РФ, а также в суд.

Решения Главного государственного инспектора труда РФ, как уже говорилось, обжалуются только в суд. Трудовой кодекс не содержит ограничений по кругу лиц, имеющих право обжаловать решения государственных инспекторов труда. Как правило, это либо работодатель, действия которого признаны неправомерными, либо работник (или его представитель), заявление которого в ГИТ признано необоснованным.

Физические лица, привлеченные к административной ответственности, могут обжаловать соответствующее постановление либо в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд по месту рассмотрения дела. А вот постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в силу ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ обжалуется в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Таким образом, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. Однако предписания ГИТ не имеют экономического содержания, а вытекают из трудовых правоотношений между работником и работодателем, заключение и исполнение трудового договора между которыми не является предпринимательской или иной экономической деятельностью.

Поэтому жалоба не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а направляется в суд общей юрисдикции.

Данную позицию на практике поддерживают и арбитры (Постановления ФАС СКО от 20.07.2006 N Ф08-2996/2006-1305А, от 03.08.2006 N Ф08-3282/2006-1410А, от 08.06.2006 N Ф08-2401/2006-997А, ФАС ВСО от 17.03.2006 N А74-5572/05-Ф02-1033/06-С1, от 09.03.2006 N А74-72/06-Ф02-942/06-С1, ФАС ВВО от 21.09.2006 N А79-4906/2006).
Данную позицию на практике поддерживают и арбитры (Постановления ФАС СКО от 20.07.2006 N Ф08-2996/2006-1305А, от 03.08.2006 N Ф08-3282/2006-1410А, от 08.06.2006 N Ф08-2401/2006-997А, ФАС ВСО от 17.03.2006 N А74-5572/05-Ф02-1033/06-С1, от 09.03.2006 N А74-72/06-Ф02-942/06-С1, ФАС ВВО от 21.09.2006 N А79-4906/2006). Согласно п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии.

Внимание! Если постановление было выслано по почте, то доказательством даты его получения будет оттиск почтового штемпеля на конверте или дата, указанная в уведомлении о получении.

Если в связи с какими-либо обстоятельствами, которые могут быть признаны уважительными (например, болезнь, неполучение постановления), срок обжалования будет пропущен, то вместе с жалобой необходимо подать ходатайство о восстановлении срока обжалования. При этом должны быть указаны обстоятельства, послужившие причиной пропуска, и по возможности приложены доказательства, подтверждающие уважительность причины.

Порядок подачи жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности предусматривает ст. 30.2 КоАП РФ. Помните, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. Иные основания оспаривания предписания и протоколов об административном правонарушении, составленных ГИТ Обжаловать документы, составленные инспектором, можно не только в том случае, если работодатель не согласен с инкриминируемым правонарушением или действиями проверяющих.

Иные основания оспаривания предписания и протоколов об административном правонарушении, составленных ГИТ Обжаловать документы, составленные инспектором, можно не только в том случае, если работодатель не согласен с инкриминируемым правонарушением или действиями проверяющих.

Иногда инспекторы, составляя тот или иной документ, пренебрегают правилами их составления и забывают указать некоторые обязательные условия. Например, существенным недостатком составления протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ст. 28.2 КоАП РФ, или иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении.

Названная статья содержит требования к составлению протокола, которые продиктованы обязанностью обеспечить гарантии защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); то, что при составлении протокола названному лицу разъяснены его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ (ч.

3), что указанному лицу предоставлена возможность ознакомления с протоколом и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4). Причем это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в нем делается соответствующая запись (ч. 5). Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (ч.

6). Например, если инспекторы ГИТ не предприняли необходимых и достаточных мер для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, то проверяющие не обеспечили возможность проверяемым воспользоваться правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ (Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»

).

В итоге постановление, протокол или предписание могут быть отменены. Внимание! В административном законодательстве законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (ч.

2 ст. 25.4 КоАП РФ). Вместе с тем КоАП РФ допускает к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Также смело можно обжаловать результаты проверочных мероприятий, если: — лицо, осуществляющее проверку, не предъявило приказ (распоряжение) о проведении контрольных мероприятий; — в приказе о проведении проверки отсутствуют номер и дата, наименование государственной инспекции труда, ФИО и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятий по контролю, цели, задачи и предмет проверки; — проверочные мероприятия осуществляются не тем лицом, которое указано в приказе (распоряжении) о проверке.

Также смело можно обжаловать результаты проверочных мероприятий, если: — лицо, осуществляющее проверку, не предъявило приказ (распоряжение) о проведении контрольных мероприятий; — в приказе о проведении проверки отсутствуют номер и дата, наименование государственной инспекции труда, ФИО и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятий по контролю, цели, задачи и предмет проверки; — проверочные мероприятия осуществляются не тем лицом, которое указано в приказе (распоряжении) о проверке. В.П.Ющин Эксперт журнала «Отдел кадров» Подписано в печать 18.12.2008 Рубрика: Ключевые слова: Оцените публикацию +1 0 -1

Гражданско-правовая ответственность

Если материальная ответственность, по нормам ТК РФ, призвана только возместить работнику утраченное в результате действий работодателя, то в гражданско-правовом порядке нарушение прав работника работодателем приводит к возмещению и морального вреда (ст. 1099-1101 ГК РФ). То есть в гражданско-правовом порядке работник получает сверх того, что фактически утратил из-за незаконных действий руководства.

Штрафы за отсутствие спецоценки

Пожалуй, самые весомые административные штрафы предусмотрены за повторное нарушение правил проведения спецоценки условий труда — до 200 тысяч рублей.

Специальная оценка условий труда заменила собой аттестацию рабочих мест еще в 2014 г.

(Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ, которым были внесены изменения в ст. 212 ТК РФ, и закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Согласно ст. 212 ТК РФ, проведение специальной оценки условий труда[обязан обеспечить каждый работодатель.Спецоценка не проводится только лишь в отношении надомников, дистанционных сотрудников, а также работников, занятых у физических лиц.

Работодатель обязан проводить плановую (не реже чем один раз в пять лет — ч.4 ст.8 426-ФЗ) и внеплановую оценки (напр., в случаях изменения технологического процесса и других, предусмотренных ч.1 ст.17 426-ФЗ). Если до вступления в силу 426-ФЗ в компании проводилась аттестация рабочих мест, то ее результаты заменят плановую спецоценку на пять лет.

Если не проводилась, то спецоценка может осуществляться поэтапно, — но при этом должна быть завершена не позднее 31.12.2018 г. Результаты проведения оценки передаются в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Госконтроль за проведением спецоценки возложен на Роструд. Ответственность предусмотрена как за непроведение спецоценки, так и за нарушение порядка ее проведения (ст.

5.27.1 КоАП РФ). Это:

  1. для юридических лиц — штраф от 60 до 80 тысяч рублей.
  2. для ИП — штраф от 5 до 10 тысяч рублей;
  3. предупреждение или штраф для должностных лиц от 5 до 10 тысяч рублей;

А за повторное такое нарушение наказания гораздо жестче:

  1. для ИП — штраф от 30 до 40 тысяч рублей или административное приостановление деятельности до 90 суток;
  2. для юрлиц — штраф от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
  3. 30-40 тысяч рублей штраф либо дисквалификация от года до 3 лет для должностных лиц;

Уголовная

Наказание за самые тяжелые преступления регламентируется Уголовным кодексом.

Для привлечения к уголовной ответственности суд должен доказать наличие следующих составляющих:

  1. пострадавшее лицо от этого проступка;
  2. умысел в действиях директора.
  3. прямая связь между действиями руководителя и случившейся ситуацией;
  4. факт злоупотребления;

Чаще всего уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства применяется:

  1. в случае нарушения норм охраны труда.
  2. за задержку денежных выплат дольше чем на 2 месяца;
  3. при увольнении беременной сотрудницы;

Подводим итоги

  1. Размер штрафа или срок дисквалификации зависит от вида совершенного правонарушения.
  2. Нарушение норм трудового законодательства грозит работодателю привлечением к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ.
  3. Одним из основных административных наказаний за нарушение норм трудового законодательства является штраф. Кроме штрафа предусмотрено приостановление деятельности на определенный срок, предупреждение или дисквалификация.

Таблица штрафов за нарушение трудового законодательства: . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе. Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Персональные данные работника

Охрана персональных данных работников в нашей стране регулируется нормами права, нарушение которых приведет к ответственности.Так, в силу положений п.8 ст.

86 Трудового кодекса РФ работника обязаны ознакомить с правилами и порядком обработки его персональных данных. Также гражданин должен быть введен в курс, какими правами и обязанности наделяются стороны при данных правоотношениях.Важно! Отсутствие ознакомления сотрудника с вышеуказанным документом под роспись ведет к наложению штрафных санкций в соответствии со ст.

5.27 КоАП РФ.Инспектор ГИТ имеет право проверять этот документ в отношении не только вновь поступивших и настоящих сотрудников организации, но и в отношении тех, кто был уволен до момента начала проведения проверки.Важно учесть, что кажущееся на первый взгляд малозначительное правонарушение оборачивается для должностных лиц и организаций немалыми штрафами.

Ответственность работодателей за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

Статьей 362 ТК РФ предусмотрено, что руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных федеральными законами. В ТК РФ достаточно четко и подробно изложены основные права и обязанности сторон трудовых правоотношений, в том числе работодателя. Так, к числу основных обязанностей работодателя, предусмотренных ст.

21 ТК РФ, относятся: · обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; · предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; · выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату; · обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; · исполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы за нарушения трудового законодательства и ряд других. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных ТК РФ и иными нормативными правовыми актами, работодатель привлекается к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Применение того или иного вида юридической ответственности зависит от характера нарушения трудовых прав работника, степени тяжести нарушений и некоторых других обстоятельств.

Поэтому за нарушение трудового законодательства предусмотрены различные виды юридической ответственности: административная, дисциплинарная, гражданско-правовая и уголовная (ст. 419 ТК РФ). Административная ответственность Административная ответственность заключается в применении к виновным лицам мер административного взыскания, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. В настоящее время этот вид юридической ответственности за нарушение трудовых прав граждан является наиболее распространенным.

Так, по данным Федеральной инспекции труда РФ, в 2003 г. за нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, к административной ответственности было привлечено более 73 тыс.

руководителей и других ответственных должностных лиц организаций.

Административная ответственность может наступить за самые различные нарушения норм трудового законодательства, в том числе норм по охране труда. Органами Федеральной инспекции труда РФ в ходе осуществления надзорно-контрольной деятельности выявляются нарушения трудового законодательства практически по всем основным институтам трудового права.

Наибольшее количество нарушений выявляется, как правило, по вопросам заключения, изменения, расторжения трудовых договоров, оплаты труда, включая факты задержки выплаты заработной платы, рабочего времени и времени отдыха, а также нарушения по вопросам охраны труда, в том числе в связи с расследованием несчастных случаев на производстве. Характеризуя меры административной ответственности, нельзя не отметить, что пределы административной юрисдикции органов Федеральной инспекции труда РФ существенно расширились по сравнению с ранее действовавшим законодательством об административных правонарушениях. Кроме того, должностным лицам Федеральной инспекции труда РФ предоставлено право не только самим непосредственно осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, но и выступать инициаторами применения к виновным лицам мер административного взыскания, налагаемых иными органами.

Прежде всего речь идет о таком ранее неизвестном законодательству об административных правонарушениях виде наказания, как дисквалификация.

Кроме того, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) не исключает возможности привлечения к административной ответственности юридического лица, в том числе и за допущенные нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Так, в случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП РФ не указано, что установленные указанными статьями нормы применяются только к физическому или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. В соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ Федеральная инспекция труда РФ и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.

1 ст. 5.27, 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ. Так, нарушение работодателем (его полномочным представителем) практически любой нормы законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ). Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст.

5.28 КоАП РФ). Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.29 КоАП РФ). Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего от заключения коллективного договора, соглашения влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.30 КоАП РФ). Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст.

5.31 КоАП РФ). Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции), влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.32 КоАП РФ). Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда (ст.

5.33 КоАП РФ). Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ). Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда. Сумма минимального размера оплаты для расчетов штрафов составляет 100 руб.

Кроме того, должностным лицам (государственным инспекторам труда) Федеральной инспекции труда РФ предоставлено также право возбуждать дело об отдельных административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП РФ), рассмотрение которых РФ возложено на суд (ст.

23.1 КоАП РФ). Так, должностные лица Федеральной инспекции труда РФ вправе составить протокол об административном правонарушении в случаях выявления административных правонарушений, предусмотренных ч.

2 ст. 5.27 КоАП РФ

«Нарушение законодательства о труде и об охране труда»

; ст.

5.42 КоАП РФ

«Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости»

; ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ

«Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»

; ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ

«Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»

; ст.

19.6 КоАП РФ

«Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения»

; ст.

19.7 КоАП РФ «Непредоставление сведений (информации)».

При этом если по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.

1 ст. 5.27, ст. 5.28–5.34, 5.44 КоАП РФ, должностное лицо Федеральной инспекции труда РФ выносит постановление о назначении административного наказания (штрафа) либо о прекращении дела об административном правонарушении производством, то по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.

2 ст. 5.27, ст. 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, в соответствии со ст.

29.9 КоАП РФ

«Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении»

выносится определение о передаче дела должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, например, согласно ст. 19.4–19.7 КоАП РФ неповиновение (необоснованный отказ в предоставлении объяснений)законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), в том числе и государственному инспектору труда (по правовым вопросам и по охране труда), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, непредоставление или несвоевременное представление соответствующему органу (должностному лицу) необходимой информации влечет применение к виновным лицам мер административного взыскания в виде штрафа, налагаемых судом. Частью 2 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, которая назначается судом.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица, осуществляющего организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав совета директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных предусмотренных законодательством случаях (ст. 3.11 КоАП РФ). Согласно ст. 32.11 КоАП РФ постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом.

При этом договор (контракт) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом с дисквалифицированным лицом должен быть расторгнут. В 2003 г. по результатам всех проведенных органами Федеральной инспекции труда РФ проверок в судебные органы было направлено 212 протоколов для привлечения к ответственности в виде дисквалификации лиц, виновных в нарушении трудового законодательства. По результатам рассмотрения судами было принято 52 решения о дисквалификации виновных должностных лиц.

Столь жесткая мера ответственности применялась, как правило, в отношении руководителей организаций, имеющих длительную и значительную по объему задолженность по заработной плате перед работниками.

Так, в ходе проверки ООО «Парковка» (г. Кольчугино, Владимирская область) Госинспекцией труда была выявлена задержка выплаты заработной платы 18 работникам за август-сентябрь 2003 г.

в размере 55,025 тыс. руб. Причиной образования задолженности явилось непринятие администрацией должных мер по взысканию дебиторской задолженности. В адрес генерального директора Мухина В.Н.

Госинспекцией труда было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а также в суд были направлены материалы для решения вопроса о привлечении его к административной ответственности в виде дисквалификации. Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Кольчугино от 13 ноября 2003 г.

Мухин В.Н. был дисквалифицирован сроком на один год. Также за нарушение сроков выплаты заработной платы по представлению Госинспекции труда в Республике Северная Осетия —Алания постановлением мирового судьи судебного участка № 27 Северно-Западного МО г. Владикавказа от 1 июля 2003 г.

был дисквалифицирован сроком на один год директор ООО «Севкавлифт» Мельницкий А.Ю.; постановлением судьи Ирафского районного суда Республики Северная Осетия — Алания от 3 декабря 2003 г.

на такой же срок был дисквалифицирован начальник ГУП «Чиколинское ДРСУ» Гатиев Е.Ц. В целях устранения выявленных нарушений трудового законодательства и восстановления нарушенных трудовых прав граждан помимо мер административной ответственности применяются иные меры воздействия, главной из которой является выдача предписаний об устранении выявленных нарушений. Так, в соответствии со ст. 357 ТК РФ при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, государственный инспектор труда вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Указанное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем. В 2003 г. органами Федеральной инспекции труда РФ было проведено более 264 тыс. различных проверок, по результатам которых в адрес руководителей и других ответственных должностных лиц организаций было выдано более 239 тыс.

предписаний об устранении нарушений трудового законодательства.

Материальная и дисциплинарная ответственность работодателя Материальная ответственность работодателя выражается в возмещении работнику материального ущерба, причиненного в результате незаконного лишения его возможности трудиться. Так, работодатель обязан возместить работнику материальный ущерб в случае незаконного отстранения от работы, его увольнения или перевода на другую работу, отказа от исполнения или несвоевременного исполнения решения органа по рассмотрению трудовых споров или государственного правового инспектора труда о восстановлении на прежней работе, задержки выдачи трудовой книжки, внесения в нее неправильной или несоответствующей законодательству формулировки причины увольнения, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами и коллективным договором (ст. 234 ТК РФ). Кроме того, в отличие от ранее действующего законодательства о труде работодатель несет материальную ответственность за задержку выплаты заработной платы в форме уплаты процентов в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно (ст.

236 ТК РФ). Дисциплинарная ответственность должностных лиц организаций за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выражается в применении к ним мер дисциплинарного характера в виде наложения дисциплинарных взысканий, таких как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, предусмотренных ст.

192 ТК РФ. Должностные лица, виновные в нарушении трудового законодательства, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вышестоящими в порядке подчиненности должностными лицами как по собственной инициативе, так и по представлениям органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе органов Федеральной инспекции труда РФ. Так, в 2003 г. по результатам проверок, проведенных Федеральной инспекцией труда РФ, за допущенные нарушения трудового законодательства к дисциплинарной ответственности привлечено почти 25 тыс.

должностных лиц организаций. Уголовная ответственность За наиболее грубые нарушения трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, наступает уголовная ответственность. Так, в соответствии со ст. 145 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, предусмотрен штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период от двух до пяти месяцев либо обязательные работы на срок от 120 до 180 часов. Статьей 143 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил по охране труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека.

За это преступление предусмотрен штраф в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода виновного лица за период от двух до пяти месяцев, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо лишение свободы на срок до двух лет.

Если эти действия повлекли по неосторожности смерть человека, то они наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без этого срока. Предусмотрена также уголовная ответственность за невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем предприятия, учреждения или организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 145-1 УК РФ).

Штрафы трудовой инспекции для юридических лиц

Бесплатная консультация юриста по телефону: Москва и область: +7 (499) 450-83-88 Санкт-Петербург и область: +7 (812) 509-67-15 Все регионы звонок бесплатный включая мобильные: +8 (800) 222-90-76 Задать вопрос онлайн

  1. Трудовые споры
  2. Трудовой стаж
  3. Консультации юриста
  4. Несчастный случай
  5. Проблемы на работе
  6. Образец жалобы в трудовую инспекцию
  7. Консультации юриста
  8. Травма, несчастный случай
  9. Трудовые споры
  10. О трудовой инспекции
    • Адреса трудовой инспекции
    • Какие документы проверяет трудовая инспекция?
    • Куда пожаловаться на работодателя
    • Обжалование предписания трудовой инспекции
    • Образец жалобы в трудовую инспекцию
    • Ответственность за нарушение трудового законодательства
    • Полномочия трудовой инспекции
    • Что проверяет трудовая инспекция?
  11. Главная
  12. Дисциплинарная ответственность
  13. Ответственность за нарушение трудового законодательства
  14. Что проверяет трудовая инспекция?
  15. Отпуска
  16. Биржа труда
  17. Зарплата
  18. Испытательный срок Это интересно: Будет ли повышение зарплаты бюджетникам?

    Где будут работать те, кому повысили пенсионный возраст Как отдыхаем в 2020 году МРОТ снова поднимут, но уже с нового, 2020 года Повышению пенсионного возраста быть Многодетные родители теперь смогут отдыхать не по графику, а в любое время Для прохождения диспансеризации работникам будет предоставляться дополнительный выходной Сколько зарабатывает кассир в России Повышение пенсии в России – миф или реальность?

    С нового 2018 года в ТК РФ будет внесён ряд изменений Бесплатная консультация

    Вопрос – ответ Размер выходного пособия при увольнении в связи с призывом в армию Право работника на компенсацию при увольнении в связи с призывом в армию В течение какого времени после увольнения должны дать расчет Когда работнику должны дать расчет при увольнении Компенсационные выплаты при увольнении из полиции Право на компенсацию при увольнении из полиции Все вопросы — ответы (78)

    Консультации юриста Стимулирующие выплаты в 2020 году На каком основании могут сократить стимулирующие выплаты? Удержание из оклада Законно ли удержание из оклада, если месяц был короткий, и план не выполнен Неполный рабочий день после декрета Может ли сотрудница потребовать перевода на неполный рабочий день, если она только что вышла из отпуска по уходу за ребенком? Все консультации юриста (1375) Информация

    • Главная
    • Соглашение на обработку персональных данных
    • Консультации юриста
    • Вопрос-ответ

    Рубрики

    • Пособия
    • Биржа труда
    • Дисциплинарная ответственность
    • Рабочее время
    • Отпуска
    • Несчастный случай
    • Трудовые нюансы
    • Трудовой договор
    • Трудовые споры
    • Трудовой стаж
    • Условия труда
    • Материальная ответственость
    • Трудовые отношения

    Дополнительно

    • Справочник
    • МРОТ
    • Консультации юриста
    • Связь с редакцией

    Консультация юриста по телефону: Все регионы: +8 (800) 222-90-76 © 2012 — 2020 Трудовая инспекция — информационный сайт Трудовой кодекс РФ 2020 Адреса Трудовой инспекции Консультации Законодательство Увольнение Испытательный срок Больничный лист Зарплата Проблемы на работе Пособия Биржа труда Дисциплинарная ответственность Рабочее время Отпуска Несчастный случай Трудовые нюансы Трудовой договор Трудовые споры Трудовой стаж Условия труда Материальная ответственость Трудовые отношения

  19. Какие документы проверяет трудовая инспекция?
  20. Материальная ответственость
  21. Обжалование предписания трудовой инспекции
  22. Трудовой кодекс 2020
  23. Вопрос-ответ
  24. Пособия
  25. Рабочее время
  26. Больничный лист
  27. Трудовой договор
  28. Увольнение
  29. Связь с редакцией
  30. Соглашение на обработку персональных данных
  31. Трудовые нюансы
  32. Пособия
  33. Отпуска
  34. Трудовые отношения
  35. Справочник
  36. Полномочия трудовой инспекции
  37. МРОТ
  38. Адреса трудовой инспекции
  39. Трудовой договор
  40. Куда пожаловаться на работодателя
  41. Условия труда

Штрафы трудовой инспекции

Бесплатная консультация юриста по телефону: Москва и область: +7 (499) 450-83-88 Санкт-Петербург и область: +7 (812) 509-67-15 Все регионы звонок бесплатный включая мобильные: +8 (800) 222-90-76 Задать вопрос онлайн

  1. Связь с редакцией
  2. Соглашение на обработку персональных данных
  3. О трудовой инспекции
    • Адреса трудовой инспекции
    • Какие документы проверяет трудовая инспекция?
    • Куда пожаловаться на работодателя
    • Обжалование предписания трудовой инспекции
    • Образец жалобы в трудовую инспекцию
    • Ответственность за нарушение трудового законодательства
    • Полномочия трудовой инспекции
    • Что проверяет трудовая инспекция?
  4. Трудовой стаж
  5. Трудовые нюансы
  6. Трудовой договор
  7. Испытательный срок Это интересно: Будет ли повышение зарплаты бюджетникам?

    Где будут работать те, кому повысили пенсионный возраст Как отдыхаем в 2020 году МРОТ снова поднимут, но уже с нового, 2020 года Повышению пенсионного возраста быть Многодетные родители теперь смогут отдыхать не по графику, а в любое время Для прохождения диспансеризации работникам будет предоставляться дополнительный выходной Сколько зарабатывает кассир в России Повышение пенсии в России – миф или реальность?

    С нового 2018 года в ТК РФ будет внесён ряд изменений Бесплатная консультация

    Вопрос – ответ Размер выходного пособия при увольнении в связи с призывом в армию Право работника на компенсацию при увольнении в связи с призывом в армию В течение какого времени после увольнения должны дать расчет Когда работнику должны дать расчет при увольнении Компенсационные выплаты при увольнении из полиции Право на компенсацию при увольнении из полиции Все вопросы — ответы (78)

    Консультации юриста Стимулирующие выплаты в 2020 году На каком основании могут сократить стимулирующие выплаты?

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+