Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Социальное обеспечение - Трудоустройство инвалидов в 2020 году

Трудоустройство инвалидов в 2020 году

Трудоустройство инвалидов в 2020 году

Квотирование рабочих мест для инвалидов

  1. ru
  2. en

RSS Twitter VK Поделиться: Распечатать Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов Обеспечение конституционного права на труд граждан с инвалидностью — задача государственного значения, реализуемая службой занятости населения Санкт-Петербурга во взаимодействии с работодателями при участии органов исполнительной власти, местного самоуправления, социальной защиты, общественных организаций, представляющих интересы инвалидов. Квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов – это определение минимального количества рабочих мест для приема на работу инвалидов. Квотирование рабочих мест входит в систему методов социальной защиты инвалидов, предусмотренную Конституцией Российской Федерации, нормами международного права, а также нормами права Российской Федерации и законом Санкт-Петербурга в сфере занятости, и проводится в целях обеспечения дополнительных гарантий занятости граждан.

Нормативные правовые акты Российской Федерации и Санкт-Петербурга:

  1. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  2. Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 27.02.2014 № 40-р «О представлении информации по квоте».
  3. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ; Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
  4. Закон Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге»;
  5. Закон Санкт-Петербурга от 12 февраля 2020 № 51-7 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге»;

Квота — это минимальное число рабочих мест, которые работодатель обязан создать (выделить) для трудоустройства инвалидов, при этом в счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории. Квотировать рабочие места обязаны работодатели, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Размер квоты для приема на работу инвалидов в Санкт-Петербурге устанавливается в соответствии со ст.

1 Закона Санкт-Петербурга от 27.05.2003 № 280-25

«О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге»

.

Для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2,5% к среднесписочной численности работников. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Внимание! В феврале 2018 года законом Санкт-Петербурга от 07.02.2018 № 55-12

«О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О квотировании рабочих мест в Санкт-Петербурге»

были внесены существенные изменения по исполнению обязанности квотирования рабочих мест работодателями Санкт-Петербурга. Выполнение работодателями квоты может осуществляться следующими способами: 1) заключение договоров с частными агентствами занятости, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в Российской Федерации вправе осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала), о направлении временно работников частных агентств занятости из числа инвалидов в организации, выступающие в качестве принимающей стороны; 2) заключение соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации; Примерное соглашение об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов 3) создание совместных рабочих мест в счет установленной квоты по договоренности между несколькими работодателями.

Выполнением квоты в соответствии с частью первой настоящей статьи считается трудоустройство в организации инвалидов на все созданные (выделенные) рабочие места, подтвержденное заключением трудовых договоров. Подать заявление на включение в Реестр организация, готовая стать принимающей, может через личный кабинет работодателя портала Службы занятости населения Санкт-Петербурга r21.spb.ru.

Заявление подается на квартал.

Также на сайте r21.spb.ru можно ознакомиться с Реестром в целях выбора принимающей стороны. В Реестре указываются наименование организаций, готовых выступить принимающей стороной, предполагаемое количество рабочих мест для людей с инвалидностью и контактные данные организации.

Права работодателей Замещение вакантных рабочих мест, выделенных в счет установленной квоты, возможно, если инвалид самостоятельно обратился за получением рабочего места; работодатель воспользовался государственной услугой в подборе необходимых работников, обратившись для этого в службу занятости населения Санкт-Петербурга и служба занятости направили потенциального кандидата на вакансию. Подобрать работника-инвалида возможно и в рамках участия в ярмарках вакансий, которые проводят для людей с инвалидностью.

Трудоустройству подлежат инвалиды, имеющие трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации. Отказ работодателя в приеме на работу безработного, направленного службой занятости по квоте, должен быть мотивирован и обоснован в письменном виде в направлении на работу по квоте, предъявленном безработным.

Работодатель вправе запрашивать и получать от органа службы занятости информацию, необходимую для создания или выделения рабочих мест в счетустановленной квоты.

Дополнительные возможности создания специальных рабочих мест В целях содействия работодателям в создании рабочих мест, в том числе с целью выполнении законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, службой занятости населения Санкт-Петербурга предусматривается выделение финансовых средств в виде субсидий на возмещение расходов работодателя по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов в Санкт-Петербурге, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и подготовку инвалидов. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющим свою деятельность на территории Санкт-Петербурга. Всю необходимую информацию по данному вопросу можно найти по ссылке «Работодателям.

Создание и модернизация рабочих мест для инвалидов» Обязанности работодателей Работодатели должны создать (выделить) рабочие места для трудоустройства инвалидов, принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах. Ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Данная информация представляется работодателями, осуществляющими деятельность на территории Санкт-Петербурга, в Агентства занятости населения районов Санкт-Петербурга Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга» по месту регистрации работодателей ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме, утвержденной Распоряжением Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 27.02.2014 № 40-р «О представлении информации по квоте».

Форма размещена на официальном сайте Службы занятости населения Санкт-Петербурга. Указанная информация может предоставляться работодателями лично, почтой, а также в электронном виде через информационно-интерактивный ресурс www.r21.spb.ru посредством простой электронной подписи.

Для этого необходимо получить в службе занятости населения Санкт-Петербурга код доступа в личный кабинет работодателя.

Ответственность за неисполнение норм законодательства В случае невыполнения установленной обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов работодатель несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно:

  1. неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей (ч. 1 ст.5.42 КоАП РФ);
  2. непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей (статья 19.7 КоАП РФ).

Контроль за выполнением квоты В рамках переданных полномочий (ст. 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации») Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга осуществляет функцию контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

  1. По итогам проверки составляется акт, при выявлении нарушений выносится предписание и составляется протокол об административном правонарушении. Информация о результатах проверок работодателей предоставляется в прокуратуру Санкт-Петербурга.
  2. Проверки организаций проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на основании ежегодного плана проверок, согласованного с прокуратурой Санкт-Петербурга.
  3. По данным Санкт-Петербургского государственного автономного учреждения «Центр занятости населения Санкт-Петербурга, ежемесячно агентства занятости районов Санкт-Петербурга направляют в районные прокуратуры Санкт-Петербурга, для принятия мер прокурорского реагирования список организаций, не предоставляющих обязательную ежемесячную информацию о наличии вакантных рабочих мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Информация о квотировании рабочих мест в Санкт-Петербурге за 2020 год В Санкт-Петербурге 2 698 работодателей, имеющих численность сотрудников более 100 человек, подлежат исполнению законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов. По информации о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, поступившей по состоянию на 24.01.2020, организациями города заквотировано 22 387 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, при этом 15 677 рабочих мест занято инвалидами.

С начала 2020 года на предприятия (организации) Санкт-Петербурга трудоустроено в счет установленной квоты 2 316 человек.

В соответствии с новыми возможностями исполнения квоты — заключение соглашений об организации рабочих мест для трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места в другой организации, в 2020 году было заключено 46 соглашений (договоров) на 352 рабочих места. Примеры: ООО «Шоу Компани» заключили соглашение на 7 рабочих мест с ООО «Русский Стандарт Водка.

ЧУ

«Центр социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК»

и JT Iinternational Санкт-Петербург» соглашение на 15 рабочих мест; ООО «ПетроЭнергоКонтроль» соглашение на создание 8 рабочих мест.

МРОО «АВИП» заключили соглашение на 13 рабочих мест с АО «Росжелдорпроект». ООО «Творческая мастерская «Русская береста» заключило соглашение на организацию 23 рабочих мест с «ЭР Телеком Холдинг». ООО «Сочувствие» заключили соглашение на 7 рабочих мест с ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус».

Приказ Минтруда России №515 от 04.08.2014 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности»

Содействие занятости инвалидов

Трудоустройство инвалидов — одна из самых значимых задач в социальной сфере, определенной Президентом РФ и Губернатором Ленинградской области.

На сегодняшний день лишь четверть граждан, имеющих группу инвалидности трудоустроены.

По данным Пенсионного фонда РФ на территории Ленинградской области проживает более 140 тысяч граждан с ограниченными возможностями.

За последние пять лет эффективность трудоустройства инвалидов выросла благодаря мероприятиям службы занятости, направленным на создание условий для трудоустройства инвалидов Кроме традиционных мер активной политики занятости, Правительство Ленинградской области финансово обеспечило реализацию следующих мероприятий, предложенных службой занятости Ленинградской области и направленных на стимулирование работодателей на трудоустройство инвалидов:

  1. Создание рабочих мест для трудоустройства инвалидов с целью их интеграции в общество

Целью предоставления субсидий является финансовая поддержка работодателей, принимающих на работу инвалидов. Под мероприятием понимается создание рабочих мест, в том числе создание специальных рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов, расходы на оборудование (оснащение) которых, а также на создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа к рабочим местам, возмещаются работодателю из средств областного бюджета Ленинградской области. Максимальный размер возмещения затрат в 2020 году за одно рабочее место составляет 500 тыс.

рублей. Все проекты рассматриваются специализированной комиссией, где принимается решение о возможности работы инвалида по его медицинским показаниям на создаваемом рабочем месте, соответствии закупаемого оборудования должностным обязанностям инвалида, размере возмещения средств из областного бюджета и сроке заключения договора. В настоящее время размер возмещения зависит от срока действия договора и группы инвалидности трудоустраиваемого.

Так, например, если работодатель готов к созданию рабочего места и трудоустройству инвалида 1 или 2-й группы и заключению договора на 36 месяцев, то размер возмещения может быть от 350 до 500 тыс. руб. При заключении договора на срок 18 месяцев, максимальная сумма компенсации при трудоустройстве инвалидов 1-2 группы составит 250 тысяч рублей.

При создании рабочего места для трудоустройства инвалидов 3-й группы максимальный размер возмещения затрат составляет 300 тысяч рублей (договор на 36 месяцев).

Для получения субсидии на создание рабочего места для трудоустройства инвалида работодателю необходимо: 1.

подать заявку в филиал ГКУ ЦЗН ЛО о предоставлении субсидии и пакет документов, необходимый для предоставления субсидии; 2. заключить договор с ГКУ ЦЗН ЛО о предоставлении субсидии; 3. принять на работу на созданное рабочее место по направлению службы занятости населения Ленинградской области незанятого инвалида в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации или абилитации.
принять на работу на созданное рабочее место по направлению службы занятости населения Ленинградской области незанятого инвалида в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

4. предоставить в филиал ГКУ ЦЗН ЛО документы, подтверждающие расходы на создание рабочего места трудоустроенного инвалида. 5 предоставить в филиал ГКУ ЦЗН ЛО документ о проведении специальной оценке условий труда на созданном рабочем месте Такое мероприятие позволяет расширить возможности работодателя в приобретении за счет средств областного бюджета подходящего оборудования, адаптированного в соответствии с ИПРА инвалида для выполнения его трудовых функций, а также создании условий для безбарьерного доступа инвалида к рабочему месту. Это положительно влияет на трудоустройство инвалидов с тяжелыми нарушениями здоровья.

  1. Содействие трудоустройству граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке

В целях поддержки работодателей Ленинградской области принимающих на работу незанятых инвалидов, служба занятости населения Ленинградской области предлагает работодателям компенсацию 50 % их затрат на выплату заработной платы трудоустроенному инвалиду и 100 % назначенному наставнику, в рамках Субсидия на возмещение затрат на выплату части заработной платы предоставляется работодателям осуществляющим деятельность на территории Ленинградской области и состоящим на налоговом учете в территориальном налоговом органе Ленинградской области — юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг. Максимальный срок, за который производится компенсация расходов работодателей на выплату заработной платы трудоустроенного инвалида составляет 12 месяцев, наставнику – 6 месяцев.

Предоставление субсидии на компенсацию расходов работодателя на выплату части заработной платы трудоустроенному инвалиду, и доплата за наставничество осуществляется из средств областного бюджета Ленинградской области в рамках реализации мероприятия

«Содействие трудоустройству граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке»

подпрограммы «Активная политика содействия занятости населения на рынке труда Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Содействие занятости населения Ленинградской области», утвержденной Постановлением Правительства Ленинградской области от 07 декабря 2015 года № 466. Для получения субсидии для возмещения затрат на выплату заработной платы работодателю необходимо: 1.

принять на работу по направлению службы занятости населения Ленинградской области незанятого инвалида, в случае необходимости назначить наставника – сотрудника работодателя, на которого возлагаются обязанности по контролю за осуществлением трудоустроенным инвалидом его функциональных обязанностей, а также в получении им необходимых профессиональных навыков. 2. подать заявление в филиал ГКУ ЦЗН ЛО о предоставлении субсидии и пакет документов, необходимый для предоставления субсидии; 3.

заключить договор с ГКУ ЦЗН ЛО о предоставлении субсидии; 4.

предоставить в филиал ГКУ ЦЗН ЛО документы, подтверждающие расходы на выплату заработной платы трудоустроенному инвалиду и наставнику. Информацию о необходимых для предоставления субсидии документах можно получить по телефонам комитета по труду и занятости населения Ленинградской области: 8(812)611-47-32, 8(812)611-47-31; в филиалах государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Ленинградской области» предоставления субсидий на возмещение затрат на выплату заработной платы размещен на сайте комитета по труду и занятости населения Ленинградской области.

Информацию о необходимых для предоставления субсидии документах можно получить по телефонам комитета по труду и занятости населения Ленинградской области: 8(812)611-47-32, 8(812)611-47-31; в филиалах государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Ленинградской области» предоставления субсидий на возмещение затрат на выплату заработной платы размещен на сайте комитета по труду и занятости населения Ленинградской области. (Постановление Правительства Ленинградской области от 26 апреля 2016 года № 126

«О внесении изменений в Постановление Правительства Ленинградской области от 7 декабря 2015 года N 466 «Об утверждении государственной программы Ленинградской области «Содействие занятости населения Ленинградской области»

и утверждении порядка предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг на возмещение затрат на оплату труда трудоустроенных несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, трудоустроенных выпускников образовательных организаций и инвалидов, доплаты за наставничество в рамках реализации основного мероприятия «Содействие трудоустройству граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке» подпрограммы «Активная политика содействия занятости населения на рынке труда Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Содействие занятости населения Ленинградской области». Обновлено 02.07.2019 Поделиться

По больному месту

Минтруд предложил новый вариант выполнения квоты для приема на работу инвалидов.

Организация сможет заплатить компенсацию, если не получается устроить к себе инвалидов. Сейчас выполнить квоту по приему на работу инвалидов можно лишь одним путем — трудоустроить.

Далеко не всегда это реально на практике. Фото: Industryview/iStock Предполагается, что собранные деньги будут аккумулированы в специальном фонде и потрачены на то, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями здоровья найти работу. Например, на их обучение и стажировки, создание специально оснащенных рабочих мест и так далее.

«РГ» выяснила, как восприняли эту идею эксперты и как сейчас обстоят дела с трудоустройством инвалидов в регионах.- Мы слышали об этой идее и даже обсуждали ее в своем кругу, но не ждем от нее каких-либо перемен к лучшему, — рассказала «РГ» председатель воронежской городской организации Всероссийского общества слепых Наталья Городцова.Работодатели зачастую отказывают инвалидам в трудоустройстве, предпочитая выплачивать штрафы.

«РГ» выяснила, как восприняли эту идею эксперты и как сейчас обстоят дела с трудоустройством инвалидов в регионах.- Мы слышали об этой идее и даже обсуждали ее в своем кругу, но не ждем от нее каких-либо перемен к лучшему, — рассказала «РГ» председатель воронежской городской организации Всероссийского общества слепых Наталья Городцова.Работодатели зачастую отказывают инвалидам в трудоустройстве, предпочитая выплачивать штрафы.

Они опасаются дополнительных проверок, ответственности, а также того, что незрячие и слабовидящие люди не справятся со своей работой.Сейчас выполнить квоту по приему на работу инвалидов (в среднем 3-4 процента от общего количества рабочих мест) можно лишь одним путем — трудоустроить.

Далеко не всегда это реально на практике.По данным Министерства труда и соцразвития Новосибирской области, в 2018 году 3,6 тысячи организаций региона готовы были предоставить инвалидам 13 тысяч рабочих мест. На начало этого года в счет установленной квоты работали более 8,3 тысячи новосибирцев (то есть в полтора раза меньше). Из 524 официально зарегистрированных членов ВОС в Воронеже трудоустроены человек 30 — в основном они работают массажистами в поликлиниках, есть несколько преподавателей музыкальных школ.Как показывает практика, работодатели чаще не готовы не только к созданию дорогих рабочих мест (например, для незрячего сотрудника специальный стол и компьютер обойдутся больше чем в миллион рублей), но и к переобучению.

Не готовы и к любым дополнительным расходам, что вполне логично.

И даже — к эмоциональному дискомфорту.Работодатели часто не готовы не только к созданию дорогих рабочих мест, но и к переобучению.

Не готовы и к эмоциональному дискомфортуКак рассказала адвокат Елена Мадеева, она помогала трудоустроиться выпускнице вуза с дипломом юриста и заболеванием позвоночника.

Ей не требовалось специального рабочего места — но нужно было какое-то время работать сидя, а какое-то — стоя, то есть менять положение тела. Девушка претендовала всего лишь на вакансию в канцелярии суда — сортировать почту.

Но ей отказали. Потому как — мало ли что.

И непривычно: чего это она будет то сидеть, то стоять… Так рассуждает государственная организация.

Чего уж говорить о бизнесе.Сейчас в Новосибирской области для средних (от 35 до 100 сотрудников) и крупных (свыше 100) предприятий действует одинаковая квота — три процента общего количества рабочих мест они обязаны предоставить людям с инвалидностью. Какие это места? По данным ведомства, люди с ограниченными возможностями здоровья, обращаясь в службу занятости, в основном ищут вакансии сторожа, диспетчера, подсобного рабочего, сборщика, охранника, упаковщика, уборщика или администратора.
Какие это места? По данным ведомства, люди с ограниченными возможностями здоровья, обращаясь в службу занятости, в основном ищут вакансии сторожа, диспетчера, подсобного рабочего, сборщика, охранника, упаковщика, уборщика или администратора.

Но нередко предприятия готовы и обучать соискателей тем профессиям, которые требуются на производстве. Так, в одной из крупных новосибирских обувных компаний трудятся инвалиды по слуху и люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые прошли специальную подготовку при приеме на работу.

Они получили профессии сборщика обуви, обработчика деталей, полуфабрикатов и изделий. При этом здесь не пришлось создавать для инвалидов специальные рабочие места, тратя на это солидные средства.- С точки зрения бизнеса едва ли выгодно брать на работу инвалида, которому нужно создавать особые условия труда, и который имеет определенные преференции — сложнее процедура увольнения и так далее, — рассуждает уполномоченный по правам предпринимателей в Новосибирской области Николай Мамулат.Поэтому работодатели не спешат информировать службу занятости о том, какие у них есть вакансии для инвалидов.

Это основное нарушение, которое выявляют чиновники во время проверок на предприятиях. В результате у специалистов, которые занимаются трудоустройством, нет четкого представления, где мог бы быть востребован человек с тем или иным заболеванием. Понятно, что отсутствует и какая-либо стратегия на уровне региона.Инициируемый федеральными властями эксперимент Николай Мамулат считает полезным, так как новые правила позволят бизнесу быть более гибким в принятии решений.

С другой стороны, существует опасность, что подавляющее большинство работодателей решит воспользоваться предоставленной альтернативой. Тогда, по мнению председателя Ленинской районной организации Всероссийского общества инвалидов Натальи Скаредовой, будет забыто все, чего удалось достигнуть за счет действующего закона о квотировании.

По ее мнению, он и так работает слабо, и в первую очередь потому, что не предусматривает серьезных санкций — штрафы для нарушителей минимальные. Да и платят их в регионе буквально единицы: в прошлом году в суд передали всего три таких административных протокола, в этом году — пять.- Но главное, отсутствует объективный анализ рынка труда, — говорит специалист.

— Мы должны знать, не только какие профессии может получить человек с ОВЗ, а где он будет действительно востребован. Реальный пример: человек с ментальными отклонениями получил диплом о высшем образовании, но при этом не может ответить на элементарные вопросы в этой сфере. Зачем он получал диплом IT-специалиста, если у него нет шансов работать по этой профессии?

Однако он может приносить пользу обществу, мы помогли ему устроиться туда, где он выполняет посильные действия, и он счастлив.Кроме того, по мнению Натальи Скаредовой, когда закон о квотировании вступил в силу, львиная доля организаций вписали в квоты людей с рабочей группой инвалидности, которые и так работали на предприятии. Таким образом, новых рабочих мест практически не добавилось.

А о трудоустройстве людей с первой и второй степенью инвалидности речи практически не идет.- Не только как общественник, но и как предприниматель я уверена: нужно стимулировать работодателей трудоустраивать инвалидов в рамках существующего закона, — говорит Наталья Скаредова.

— Целью бизнеса всегда является извлечение прибыли, а работать себе в убыток никто не станет. В моей компании бухгалтером работает человек с первой группой инвалидности. Он практически не выходит из дома, но вполне справляется с обязанностями удаленно.

Передвигаться ему действительно очень тяжело, развозить бумаги, забирать первичные документы он не может. Мне приходится часть его обязанностей брать на себя или нанимать еще одного сотрудника. И в такой ситуации оказывается большинство тех, кто решился взять в штат сотрудника с «тяжелой» группой инвалидности.В Новосибирской области действует программа, по которой предприятие может рассчитывать на компенсацию зарплаты для инвалида в объеме минимального размера оплаты труда, однако, по словам эксперта, на эти цели выделяется лишь около тридцати миллионов рублей на весь регион в год.

Туда же входит компенсация оплаты куратору работника с инвалидностью, но уже в размере половины от МРОТ.

Это всего шесть тысяч рублей.- Нужно повышать государственное участие в трудоустройстве инвалидов, в том числе создавать специальные госпредприятия, — уверена Наталья Скаредова. — Эта практика существовала и прекрасно зарекомендовала себя, но в 90-е была забыта.

Если же будет создан очередной фонд, эти деньги просто «размоются»: еще одна структура, еще одно руководство — о целесообразности распределения средств говорить не приходится.Еще одна любопытная деталь. Государство, заботясь о людях с ОВЗ, часто усложняет им жизнь — такой вот парадокс. Как рассказала Елена Мадеева, в Новосибирске крупная торговая сеть вынуждена был уволить множество инвалидов после того, как те предъявили индивидуальные программы реабилитации.

В них содержится множество запретов: глухим почему-то нельзя по состоянию здоровья работать в горячем цехе или рубить мясо. Почему, непонятно. Выход нашелся: сейчас инвалиды пишут работодателю заявления, отказываясь от того или иного пункта в программе реабилитации. И, принимая всю ответственность на себя, идут печь пироги — вопреки запретам слишком заботливого государства.Комментарий МинтрудаКак пояснили «РГ» в Минтруде, действительно, планируется провести эксперимент в пяти регионах.

Кстати, и в Воронежской области тоже. А еще в Якутии, Орловской, Свердловской и Тверской областях.Ожидается, что он начнется 1 января 2020 года и закончится 31 декабря 2025 года.Сейчас по закону квота считается выполненной, когда работодатель принял на работу человека с инвалидностью. При этом действующий механизм квотирования вызывает нарекания и у работодателей, и у органов госвласти.

Он неоднозначен в выполнении, не позволяет в полной мере использовать его потенциал.На практике часто квотируемые рабочие места не соответствуют квалификационным и профессиональным возможностям инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности, которые требуют специально оборудованных рабочих мест.Эксперимент, для которого подготовлен пакет законопроектов, предлагает создавать в пилотных регионах фонды содействия трудоустройству инвалидов.

Пополняться они будут за счет компенсационных выплат работодателей, если они обоснованно не могут принять их на работу. Размер этой выплаты будет зависеть от размера прожиточного минимума (ПМ) трудоспособного человека в регионе. Если он ниже федерального, значит, размер выплаты будет равен федеральному ПМ, а если выше — то региональному.Средства фондов можно будет направить на организацию профессионального обучения инвалидов, в том числе — непосредственно на рабочих местах с выделением наставника, стажировок для них для последующего трудоустройства.

На создание и оборудование специальных рабочих мест для инвалидов, на стимулирование работодателей к приему на работу инвалидов, в том числе сверх установленной квоты, на организацию дистанционного труда инвалидов. Таким образом, квота будет считаться выполненной не только, если работодатель принял на работу инвалидов, но и если он заплатил компенсацию в фонд.Одновременно будет усилена ответственность работодателей за неисполнение квоты.

Штрафы для них в пилотных регионах составят от 10 тысяч до 20 тысяч рублей, для юридических лиц — от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.Подготовила Марина Гусенко*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере «РГ» Экономика Работа Правительство Минтруд Филиалы РГ Центральная Россия Филиалы РГ Сибирь ЦФО Воронежская область Воронеж СФО Новосибирская область Рынок труда Господдержка инвалидов

Особенности трудоустройства инвалидов

I–II группы.

При оформлении на работу инвалидов I–II группы работодатель должен предусмотреть особые условия рабочего места для сотрудника с ограниченными возможностями. Во многих случаях шанс полного излечения таких граждан невелик и частично зависит от наличия/отсутствия профилактических и лечебных курсов.

Условия труда на рабочем месте должны соответствовать:

  1. меньшее количество отработанного времени оплачивается в полном объеме.
  2. продолжительность трудовой недели для инвалидов I и II групп не должна превышать 35 часов,
  3. небольшое количество физических нагрузок и отсутствие стрессовых нагрузок,
  4. отсутствие или минимальный риск возникновения чрезвычайных ситуаций,

III группы.

Данная категория, как правило, включает в себя граждан, временно потерявших возможность выполнять рабочие обязанности в полном объеме. В большинстве случаев третью группу инвалидности назначают по причинам осложнения, вызванного перенесенным заболеванием, травмой, несчастным случаем и т.п. Человек с третьей группой с большой долей вероятности сможет найти себе место работы, так как работодатель надеется на его скорое выздоровление.Кроме того, трудоустройство такого человека закрывает вакансию с квотой на количество рабочих мест для инвалидов, а профессиональные качества такого сотрудника в общем несильно будут отличаться от среднестатистического работника.Перечень основных документов, которые необходимо предоставить при трудоустройстве

  1. Трудовая книжка (за исключением случаев, указанных в ТК РФ).
  2. Документы об образовании, подтверждающие уровень образования и квалификации.
  3. Документ, удостоверяющий личность соискателя.
  4. Военный билет (при наличии) и СНИЛС.

Человек с ограниченными возможностями при трудоустройстве самостоятельно или с помощью центра занятости использует преимущества квоты.

Ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов

  1. Работодатель обязан выделять рабочие места для людей с инвалидностью согласно установленной квоте.
  2. Работодатели имеют право на содействие в получении запрашиваемой информации, которая требуется для создания рабочих мест для сотрудников с инвалидностью.
  3. После того как работодатель принимает на работу сотрудников с физическими ограничениями, он обязан организовать обучение, а также обеспечить необходимые условия труда.

Куда будут направляться компенсационные выплаты

Минтрудом РФ разработан механизм, куда могут быть направлены средства фондов, в которые будут поступать компенсационные выплаты от предприятий.В частности, на создание специально оборудованных рабочих мест, на организацию профессионального обучения и стажировки для инвалидов, то есть на помощь в организации их трудоустройства.В документе четко разработанные штрафные санкции, они могут быть применены в отношении руководителей тех предприятий, которые не придерживаются квоты и при этом не выплачивают компенсационные взносы.Предполагается дополнить КоАП РФ увеличением штрафов, для должностных лиц он будет составлять от 10000 до 20000 рублей, а для юридических от 150 тысяч до 300 тысяч рублей.Законопроект предлагает реализацию нововведений в качестве эксперимента на протяжении пяти лет с 1 января 2020 года до 31 декабря 2025 года.В качестве пилотных регионов были выбраны Республика Саха (Якутия), Орловская, Свердловская, Тверская и Воронежской области.Существует доля вероятности, что в этих пяти регионах отказ в работе инвалидам станет нормой, потому что для многих предприятий гораздо проще будет заплатить взнос, чем расходовать средства на создание комфортных условий для работы людям с ограниченными физическими возможностями, а ведь для них это не просто дополнительный доход а стимул к саморазвитию и возможность общения.

Автор публикации Юрист, Подписаться Автор: Юрист Подписаться Спросить Поделиться

Извещение о конкурсном отборе заявлений на предоставление субсидий в 2020 году

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 17.02.2020 № 70 «О предоставлении в 2020 году субсидий на финансовое обеспечение затрат по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производительной инфраструктуры, на образование и профессиональную подготовку инвалидов в Санкт-Петербурге»; Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 13.02.2020 № 36-р «О Порядке проведения конкурсного отбора на предоставление в 2020 году субсидий на финансовое обеспечение затрат по созданию, модернизации рабочих мест, в том числе специальных, для трудоустройства инвалидов, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и профессиональную подготовку инвалидов в Санкт-Петербурге»; Распоряжение Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 10.03.2020 № 56-р «О внесении изменений в распоряжение Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга от 13.02.2020 № 36-р».

С 2005 года в бюджете Санкт-Петербурга ежегодно предусматриваются финансовые средства в виде субсидий на возмещение расходов работодателя по созданию, модернизации рабочих мест, в т.ч. специальных, для трудоустройства инвалидов в СПб, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и подготовку инвалидов. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющим свою деятельность на территории Санкт-Петербурга.

Предельный размер предоставляемой субсидии на создание одного рабочего места составляет 296, 0 тыс. рублей, специального рабочего места составляет 500,0 тыс.

рублей. В 2020 году за счет субсидий из бюджета Санкт-Петербурга было заключено 17 договоров в рамках которых создано и модернизировано 225 рабочих мест для инвалидов, обеспечен доступ к 141 рабочему месту и 116 инвалидов прошли обучение.

Освоено выделенных средств — 100%. Примеры созданных рабочих мест

Архив 2016 По вопросам о порядке предоставления субсидий можно обратиться в отдел занятости граждан с особыми потребностями Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга по тел.: (812) 417-53-15.

Срочно требуются

Для каждого региона предусмотрены свои цифры. В среднем доля трудоустроенных инвалидов из числа обратившихся в службы занятости за содействием в поиске работы должна составлять 60-80%, 80-100% инвалидов должны быть оказаны услуги по профориентации, а направлены на обучение — от 2,5 до 14,5% инвалидов, зарегистрированных безработными.Минтруд уже вводил аналогичные показатели на этот год, но пока неизвестно, насколько они были исполнены и с какими трудностями в их достижении столкнулись службы занятости.По данным Федерального реестра инвалидов, работа есть всего у 922 тысяч человек с ограниченными физическими возможностями трудоспособного возраста. Это 26,6% от их общего числа.

Более 2,5 миллиона человек остаются не у дел.

В минтруде намерены к концу следующего года довести долю трудоустроенных инвалидов до 40%.Для этого, в частности, ведомство определило требования по оснащению, оборудованию рабочих мест для инвалидов в зависимости от ограничений жизнедеятельности, ежегодно определяет рейтинги эффективности работы служб занятости по трудоустройству инвалидов.Кроме того, выстроена система, когда инвалидам начинают помогать с трудоустройством уже на этапе медико-социальной экспертизы.

Введена новая госуслуга — сопровождение при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в индивидуальной помощи при освоении новых трудовых функций.

Оно предполагает не только выявление барьеров на пути следования на работу, но еще и действия работодателя: привлечение наставника, оказание помощи в подборе и оснащении рабочего места. Кроме того, ведомство работает над законопроектом о создании специальных фондов, куда будут перечисляться средства от работодателей, которые не смогли выполнить квотные требования. И на эти средства будут, в частности, открываться специальные рабочие места для инвалидов.Работа есть только у четверти инвалидов трудоспособного возраста, более 2,5 миллиона остаются не у делПо мнению профессора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова, работодатели не спешат брать на работу людей с ограниченными возможностями из-за того, что их трудно уволить, для них часто надо специально оборудовать рабочее место.

«В последние годы много сделано в части создания безбарьерной среды для инвалидов: оборудованы учебные заведения, изменены требования к транспорту и коммуникациям. Но это пока никак не сказалось на росте показателя трудо­устройства лиц с ограниченными возможностями», — говорит он.

В условиях сокращения численности трудоспособного населения несколько миллионов инвалидов — это серьезный резерв рабочей силы для экономики.

Среди показателей оценки эффективности служб занятости самый важный — это число трудоустроенных инвалидов, считает эксперт. Но еще важнее, чтобы их занятость носила устойчивый характер. Поэтому следует ввести показатель сохранения рабочего места более одного и более двух лет.

Иначе службы занятости формализуют свои отчеты о выполнении критериев за счет временной занятости на один-два месяца или на испытательный период.

Субсидии для организаций

Трудоустройство инвалидов имеет свои ограничения.

Так, человек с ограничениями в здоровье не может работать в структурах МВД или МЧС, в шахтах или стеклоплавильных цехах и т.д.Прием на работу частично трудоспособного сотрудника предполагает переоборудование рабочего места с учётом требований индивидуальной реабилитационной программы.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+