Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Статья 212 1 ук рф комментарий

Статья 212 1 ук рф комментарий

Комментарий к Ст. 212.1 Уголовного кодекса

1. Порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования определяется главой 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г.

N 54-ФЗ

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

.

Нарушение данного порядка как со стороны организатора мероприятия, так и со стороны участвующего в нем лица наказывается в соответствии со ст. 20.2 КоАП РФ. 2. Объективная сторона предполагает любое нарушение установленного законом порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (в том числе такого, за которое в ст. 20.2 КоАП РФ не предусмотрена ответственность) при условии, что ранее лицо в течение 180 предшествующих дней более двух раз (т.е.

три раза и более) привлекалось к административной ответственности по . 3. К уголовной ответственности по данной статье может быть привлечен как организатор мероприятия, так и участвующее в нем лицо.

Комментарий к Статье 212 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в создании неконтролируемой органами власти ситуации, влекущей нарушение нормального функционирования государственных и муниципальных органов и учреждений, коммерческих и иных организаций, прав и охраняемых законом интересов граждан.

2. Объектом преступного посягательства являются отношения по поддержанию мер общественной безопасности. 3. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч.

1, выражается в организации массовых беспорядков (понятие массовых беспорядков см. в коммент. к ст. 63); ч. 2 — в участии в них; ч. 3 — в призывах к массовым беспорядкам, насилию над гражданами и активному неподчинению законным требованиям представителей власти.

4. Организация массовых беспорядков (ч. 1) предполагает деятельность по объединению неопределенного круга лиц в местах массового скопления людей и руководству их агрессивным поведением (дифференцирование граждан по функциональным ролям и координирование их действий и т.д.). Организация признается оконченной в момент начала массовых беспорядков, сопровождающихся следующими действиями.

4.1. Применение насилия (см. коммент. к ст. 127.1). 4.2. Уничтожение имущества (см.

коммент. к ст. 142), в том числе поджоги (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества с применением огня) и погромы (умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества с помощью мускульной силы человека или с применением предметов любого назначения, в том числе техники). Дополнительной квалификации по ст. 167 не требуется. 4.3. Применение, т.е.

использование в соответствии с конструктивным предназначением огнестрельного оружия (устройств и предметов, конструктивно предназначенных для механического поражения живой цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового заряда), взрывчатых веществ или взрывных устройств (см. коммент. к ст. 63). 4.4. Оказание вооруженного сопротивления представителю власти, т.е.

воспрепятствование осуществлению представителем власти своих функций путем использования любого вида оружия. Применение насилия, опасного для жизни и здоровья, требует дополнительной квалификации по совокупности (ст.

212 и ст. 318). 5. Участие в массовых беспорядках (ч.

2) предполагает согласованное совершение перечисленных действий в составе неопределенного круга лиц.

Участие считается оконченным в момент совершения хотя бы одного действия из числа указанных. Пассивное нахождение в толпе, совершающей данные действия, исключает УО.

6. Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти, массовым беспорядкам и насилию над гражданами (ч. 3) предполагают обращение к неопределенному кругу лиц для оказания соответствующего воздействия на их сознание, волю и эмоции.

Форма обращения не имеет значения для квалификации (устная, письменная, в том числе в сочетании с изобразительной, с использованием технических и иных средств связи, через СМИ). Призывы считаются оконченными с момента доведения соответствующей информации до граждан, независимо от наступивших последствий. 7. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в виде прямого умысла.

Мотивы не имеют значения для квалификации (личные, националистические, политические, хулиганские и т.д.). Изъятие имущества в процессе массовых беспорядков, совершенное с корыстной целью и причинившее собственнику материальный ущерб, влечет квалификацию по совокупности с преступлениями против собственности.

8. Субъектом преступного посягательства является вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16 лет. 9. Преступление, предусмотренное ч.

1, 2, относится к категории тяжких, а ч.

3 — средней тяжести.

Комментарий к Ст. 212 УК РФ

1. Общественная опасность массовых беспорядков заключается в том, что преступление совершается большой группой людей (толпой), сопровождается уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, погромами, поджогами, насилием над гражданами, оказанием вооруженного сопротивления представителям власти, может привести к массовым человеческим жертвам, парализацией функционирования органов власти и управления, работы организаций, предприятий, учреждений, транспорта, связи, серьезному экономическому ущербу, моральному вреду как для отдельных граждан, так общества и государства в целом.

Дополнительным объектом этого преступления могут выступать: жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность, собственность, честь, достоинство, нормальное функционирование органов власти, управления и т.д. 2. Объективная сторона преступления выражается в действиях — насилии, погромах, поджогах, уничтожении имущества, применении огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, оказании вооруженного сопротивления представителю власти и состоит из трех самостоятельных составов преступления: организации массовых беспорядков (ч.

1 комментируемой статьи); участия в них (ч. 2 комментируемой статьи); призывов к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывов к насилию над гражданами (ч. 3 комментируемой статьи). 3. Организация массовых беспорядков состоит в подстрекательстве и руководстве действиями толпы, направлении на указанные в законе действия — совершение погромов, поджогов, уничтожение имущества и выдвижение различных требований к представителям власти, в оказании им вооруженного сопротивления; может выражаться в различных формах, в частности, в планировании, подготовке этих действий, в подборе и обучении провокаторов массовых беспорядков, в подстрекательстве группы людей (толпы) к их совершению, в направлении толпы непосредственно на совершение массовых беспорядков, погромов, поджогов, вооруженного сопротивления представителям власти.

3 комментируемой статьи). 3. Организация массовых беспорядков состоит в подстрекательстве и руководстве действиями толпы, направлении на указанные в законе действия — совершение погромов, поджогов, уничтожение имущества и выдвижение различных требований к представителям власти, в оказании им вооруженного сопротивления; может выражаться в различных формах, в частности, в планировании, подготовке этих действий, в подборе и обучении провокаторов массовых беспорядков, в подстрекательстве группы людей (толпы) к их совершению, в направлении толпы непосредственно на совершение массовых беспорядков, погромов, поджогов, вооруженного сопротивления представителям власти. Организация и руководство массовыми беспорядками не предполагают обязательного непосредственного участия в них самого организатора или руководителя.

Например, было признано обоснованным осуждение Ф. и Н. за организацию массовых беспорядков. Реализуя свое намерение похитить имущество, используя силовое обеспечение совершения мошенничества, они организовали массовые беспорядки, при захвате предприятия гражданам были причинены побои и телесные повреждения, уничтожено и повреждено имущество, на восстановление которого потрачено около 11 млн.

руб., на несколько часов была парализована деятельность предприятия. Для организации массовых беспорядков, доставки людей в количестве 250 — 300 человек были заказаны автобусы, была привезена форма, чтобы ворваться на предприятие под видом милиции, выделено 100 тыс.

руб. . ——————————— БВС РФ. 2009. N 11. С. 14. 4. Под насилием при совершении преступления понимается физическое и психическое насилие, которое может выражаться в причинении побоев, истязании (ст. ст. 116, 117 УК) или угрозе таких действий, так как в законе не говорится о причинении вреда здоровью.

Поэтому причинение вреда здоровью или другие преступления, совершенные при массовых беспорядках, квалифицируются по совокупности с такими преступлениями в зависимости от обстоятельств конкретного дела. Под погромами понимаются разрушение и повреждение жилых и иных помещений, транспорта, средств коммуникаций, разграбление магазинов, складов с продовольствием и т.д.

Под поджогами понимаются действия, приведшие к пожарам зданий, сооружений, транспорта, бензозаправок, нефтехранилищ, газопроводов и т.д. Под уничтожением имущества понимается приведение его в полную негодность.

Под применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств понимается использование их для причинения вреда здоровью человека, гибели людей, уничтожения имущества, а также использование при угрозе совершения таких действий. Под оказанием вооруженного сопротивления представителю власти понимается непосредственное применение или угроза применения огнестрельного, холодного или иного оружия к лицу, являющемуся представителем власти, выполняющему свои обязанности, пресекающему массовые беспорядки, в целях воспрепятствования ему восстановлению порядка.

Если при совершении массовых беспорядков было совершено посягательство на жизнь работника правоохранительного органа или военнослужащего, то действия виновного лица подлежат дополнительной квалификации по ст.

317 УК. 5. Под участием в массовых беспорядках понимается непосредственное выполнение виновным лицом любых действий, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи. Совершение других преступлений подлежит квалификации по их совокупности со ст.

212 УК. 6. Массовые беспорядки являются преступлением с формальным составом, оконченным признаются с момента совершения действий, образующих признаки организации массовых беспорядков или участия в них, поэтому наступление каких-либо общественно опасных последствий не требуется.

7. Субъективная сторона преступления выражается в прямом умысле, лицо осознает, что организует группу людей (толпу) на совершение массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием сопротивления представителю власти, или участвует в массовых беспорядках и желает совершить такие действия. Мотивы и цели могут быть различными, они не влияют на квалификацию. Если массовые беспорядки совершались членами экстремистского сообщества по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, то содеянное квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст.

282.1 УК. 8. В ч. 3 комментируемой статьи предусматривается ответственность за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами. Под призывами понимаются публичные обращения, возбуждающие агрессивное поведение группы лиц (толпы) по неподчинению законным требованиям представителей власти или к массовым беспорядкам, а также насилию над гражданами.

Призывы могут быть однократные и многократные, в письменной форме (плакаты, транспаранты, надписи на стенах домов, листовки и т.д.), в устной форме в виде выступления перед толпой, в том числе с использованием технических средств, радио, телевидения.

Важно, чтобы такие призывы были направлены не на гражданское неповиновение, а на вовлечение толпы в совершение активных действий, перечисленных в ч. 1 комментируемой статьи, и чтобы требования представителей власти были законными.

Если призывы к насилию сопряжены также с подстрекательством на совершение других преступлений, например, на убийство граждан, причинение вреда здоровью и т.д., то такие действия квалифицируется со ст.

212 УК по совокупности преступлений. Призывы с указанным в законе содержанием считаются оконченным преступлением с момента их распространения.

9. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Участники массовых беспорядков в возрасте от 14 до 16 лет могут нести ответственность за совершение преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 20 УК. Навигация по записям © 2020 Уголовный Кодекс Российской Федерации со всеми изменениями и дополнениями.

Комментарий к статьям УК РФ.

Статья 212. Массовые беспорядки

. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, а равно подготовка лица для организации таких массовых беспорядков или участия в них — наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение действий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, — наказываются штрафом в размере от трёхсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до четырёх лет либо без такового, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи, — наказывается лишением свободы на срок от трёх до восьми лет.

. Призывы к массовым беспорядкам, предусмотренным частью первой настоящей статьи, или к участию в них, а равно призывы к насилию над гражданами — наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. . Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового.
. Прохождение лицом обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, в том числе приобретение знаний, практических умений и навыков в ходе занятий по физической и психологической подготовке, при изучении способов организации массовых беспорядков, правил обращения с оружием, взрывными устройствами, взрывчатыми, отравляющими, а также иными веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, — наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей либо в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до трёх лет либо без такового.

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частью четвертой настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно сообщило органам власти о прохождении обучения, заведомо для обучающегося проводимого в целях организации массовых беспорядков либо участия в них, способствовало раскрытию совершённого преступления или выявлению других лиц, прошедших такое обучение, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также мест его проведения и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статью 212.1 необходимо убрать полностью, поскольку она противоречит Конституции РФ.

Парламентарии о декриминализации ст. 212.1 УК РФ

Этот законопроект я не просто поддерживаю – я выступаю и одним из его авторов.

Более того, я считаю, что лучшим вариантом было бы вообще исключить эту статью из УК. Мирное участие в массовых акциях, пусть даже несанкционированных, не несет в себе никакого экстремизма, поэтому статья 212.1 не только излишняя, но еще и противоречит Конституции.По логике, в свое время прокурорские надзорные органы должны были обжаловать появление такой статьи в нашем уголовном законодательстве, поскольку прокуратура наблюдает в том числе и за соблюдением Конституции. Другое дело, что этот институт не работает, если учесть, что прокуратура находится под пятой администрации президента.

А инициатива о включении статьи 212.1 в УК исходила как раз от администрации президента. Потому-то «Единая Россия» и проголосовала тогда за такое решение.Одним словом, эту статью надо срочно убирать, и убирать полностью, поскольку смягчение тут не поможет.

Все равно, даже в смягченном виде, она будет интерпретироваться на усмотрение суда, прокуратуры и «телефонного права».

А граждане имеют право приходить на любые акции и раз, и два, и пять раз, если участвуют в них без применения каких-либо насильственных действий и без оружия. Абсолютно никакого экстремизма, никакого нарушения закона в этом нет.Надежда на то, что парламентское большинство в лице «Единой России» поддержит наш законопроект, конечно, очень слабая.

Еще в 6-м думском созыве депутаты-единоросы наоборот заложили тенденцию на подавление гражданских прав и свобод, а в 7-м созыве они эту тенденцию только развили. Это выражается в постоянных попытках запрещать гражданам свободно собираться на улицах, в том, что единоросы настаивают на сохранении разрешительного характера массовых акций, и выступают против уведомительного. При этом созыве дошло до того, что даже у депутатов Госдумы отобрали право устраивать собрания со своими избирателями там, где они хотят.

В результате сегодня представители законодательной власти спрашивают у власти исполнительной, а можно ли депутатам встретиться со своими избирателями на той или иной территории! Это самая настоящая чушь, конституционный нонсенс! Но они только продолжают зажимать права как представительных органов власти, так и в целом граждан Российской Федерации.

Терминологический комментарий к статье 212.1 Уголовного кодекса РФ.

Российская Федерация Расшифровка термина: «Российская Федерация». Российская Федерация представляет собой государство, образованное в 1991 году на обломках СССР.

Население Российской Федерации составляет приблизительно 146 миллионов человек. Российская Федерация согласно конституции является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Российская Федерация один из мировых лидеров в сферах науки, экономики, культуры, а также в военной сфере.

Административная ответственность Расшифровка термина «Административная ответственность». Административная ответственность – это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций). Как основная форма и наиболее распространенный вид административного принуждения она имеет свои цели и определенное предназначение в общей системе правовой ответственности.

Административное правонарушение Расшифровка термина «Административное правонарушение». Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена а.о.

(п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Оно характеризуется следующими обязательными признаками: во–первых, любое административное правонарушение – это деяние, т.е. объективно выраженное действие или бездействие (а не какие–либо желания, умозаключения и другие умственно–психологические проявления); во–вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст.

1.2 КоАП РФ общих родовых объектов посягательств; в–третьих, административным проступком признается лишь виновное деяние и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного проступка; в–четвертых, это деяние противоправное, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена а.о. Заработная плата Расшифровка термина «Заработная плата». Заработная плата – это установленное законом, локальными нормативными актами, коллективным договором, соглашениями или трудовым договором вознаграждение за труд работника, осуществляемое работодателем из собственных или бюджетных средств, иных централизованных фондов (источников), по заранее установленным нормам и расценкам в зависимости от квалификации работника, сложности, важности, количества, качества и условий выполняемой работы.

Включает основную (тарифную) часть оплаты труда, исчисляемую в зависимости от квалификации работника и квалификации работ, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсационного характера (ст. 129 ТК РФ). Понятия «заработная плата» и «оплата труда» используются в трудовом законодательстве России как тождественные. ОРГАНИЗАЦИЯ Расшифровка термина: «ОРГАНИЗАЦИЯ».

ОРГАНИЗАЦИЯ представляет собой объединение двух и более лиц, являющихся субъектами права.

Организация может приобрести права юридического лица (в случае государственной регистрации в установленном законом порядке).

Отсутствие прав юридического лица само по себе не препятствует деятельности организации, если при этом члены организации не нарушают закон.

В гражданском праве РФ термин «организация» нередко употребляется как синоним понятия «юридическое лицо». Под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ. ШТРАФ Расшифровка термина «ШТРАФ». ШТРАФ представляет собой взыскание, налагаемое судом на лиц в установленных законом случаях.

Например, суд налагает штраф на виновных в нарушении порядка в судебном заседании , в размере до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда .

Штраф может быть наложен на переводчика в случае уклонения его от явки в суд или от надлежащего исполнения своих обязанностей, до десяти установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда. Доход Расшифровка термина «Доход».

Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Работа Расшифровка термина «Работа». Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Демонстрация Расшифровка термина «Демонстрация».

Демонстрация – это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Проведение подобных публичных мероприятий обусловлено следующими факторами: их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, а также общественный порядок; должно преследовать мирные конституционные цели (не допускается насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, призывы к созданию вооруженных формирований, не входящих в систему Вооруженных Сил РФ, пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду во время проведения этого мероприятия); должно проводиться без оружия. Митинг Расшифровка термина «Митинг». Митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно–политического характера.

Их проведение не должно нарушать права и свободы других лиц, а также общественный порядок, должно преследовать мирные конституционные цели и проводиться без оружия. Пикетирование Расшифровка термина «Пикетирование».

Пикетирование – это форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации. Собрание Расшифровка термина «Собрание».

Собрание – совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких–либо общественно значимых вопросов.

Другой комментарий к статье 212 Уголовного Кодекса РФ

1. Массовые беспорядки представляют собой нарушение общественного порядка, которое совершается большой массой людей (толпой). 2. Объект преступления — общественный порядок как специфический компонент общественной безопасности.

В качестве дополнительного объекта этого преступления служат жизнь и здоровье людей, собственность, нормальная работа органов власти и управления.

3. Объективная сторона преступления выражается в совершении следующих действий: а) организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти (ч. 1 ст. 212 УК); б) участие в массовых беспорядках (ч. 2 ст. 212 УК); в) призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами (ч.

3 ст. 212 УК). 4. Организация массовых беспорядков — это деятельность лица или нескольких лиц, выражающаяся в планировании и подготовке массовых беспорядков или руководстве действиями толпы по совершению деяний, перечисленных в ч.

1 ст. 212 УК. 5. Под участием в массовых беспорядках понимается совершение лицом насильственных действий, погромов и других деяний, перечисленных в ч. 1 ст. 212 УК. 6. Призывы к массовым беспорядкам или участию в них, а равно к насилию над гражданами, выражаются в обращении к участникам массовых беспорядков в любой форме (устно, письменно, с использованием технических средств), в котором выражено стремление побудить их к активному неподчинению законным требованиям представителей власти или к массовым беспорядкам, а также к насилию над гражданами. 7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Виновный осознает, что организует массовые беспорядки, участвует в них либо призывает к массовым беспорядкам, насилию над гражданами, к активному участию в массовых беспорядках, к насилию над гражданами и желает этого.

8. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся организатором, активным участником массовых беспорядков, либо лицо, подстрекающее к их совершению. Другие лица, находящиеся в толпе, уголовной ответственности не несут, если в их действиях нет признаков другого преступления.
← →

Консультации и комментарии юристов по ст 212 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 212 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
‹ Статья 212 УК РФ ›

Комментарий к ст.

212.1 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Порядок организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования определяется главой 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”.

Нарушение данного порядка как со стороны организатора мероприятия, так и со стороны участвующего в нем лица наказывается в соответствии со ст. 20.2 КоАП РФ. 2. Объективная сторона предполагает любое нарушение установленного законом порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (в том числе такого, за которое в ст. 20.2 КоАП РФ не предусмотрена ответственность) при условии, что ранее лицо в течение 180 предшествующих дней более двух раз (т.е.

три раза и более) привлекалось к административной ответственности по ст. 20.2 КоАП РФ. 3. К уголовной ответственности по данной статье может быть привлечен как организатор мероприятия, так и участвующее в нем лицо.

Судебная практика по статье 212.1 УК РФ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2017 N 52 1 Постановление Конституционного Суда РФ от 10 февраля 2017 года N 2-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.И. Дадина

«, пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 мая 2016 года N 21 «

О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации», пункт 10.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 года N 25 (в редакции от 24 мая 2016 года) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения».

«Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2017 год»

47. Постановлением от 10 февраля 2017 года N 2-П Конституционный Суд дал оценку конституционности положений статьи 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку служат основанием для решения вопроса о наличии в деянии признаков уголовно-противоправного нарушения установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования и о применении к совершившему это деяние лицу уголовного наказания в виде лишения свободы. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 22.02.2017 N 43-П17 осужден по ст.

212.1 УК РФ к 3 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Апелляционным постановлением Московского городского суда от 31 марта 2016 г.

указанный приговор изменен, исключено осуждение Дадина И.И. за нарушение порядка проведения собрания, демонстрации, а также смягчено ему наказание, назначенное по ст. 212.1 УК РФ, до 2 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

В остальной части приговор оставлен без изменения. Определение Конституционного Суда РФ от 14.05.2018 N 1113-О Не противоречит применение административного ареста при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, если таковое является повторным, и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированным в Постановлении от 10 февраля 2017 года N 2-П, согласно которым положения статьи 212.1 УК Российской Федерации в их конституционно-правовом истолковании подразумевают возможность назначения лицу наказания в виде лишения свободы лишь при том условии, что нарушение им установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования повлекло за собой утрату публичным мероприятием мирного характера (если соответствующее нарушение не подпадает под признаки преступления, предусмотренного статьей 212 «Массовые беспорядки» УК Российской Федерации) или причинение либо реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности или иным конституционно охраняемым ценностям, притом что без назначения данного вида наказания невозможно обеспечить достижение целей уголовной ответственности за преступление, предусмотренное указанной нормой.

Административный арест, хотя и является кратковременным лишением свободы, однако по своему правоограничительному эффекту не может рассматриваться как равный предусмотренному Уголовным кодексом Российской Федерации в качестве меры уголовной ответственности лишению свободы. Определение Конституционного Суда РФ от 14.05.2018 N 1116-О Не противоречит применение административного ареста при одном лишь формальном нарушении установленного порядка организации или проведения публичных мероприятий, если таковое является повторным, и правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированным в Постановлении от 10 февраля 2017 года N 2-П, согласно которым положения статьи 212.1 УК Российской Федерации в их конституционно-правовом истолковании подразумевают возможность назначения лицу наказания в виде лишения свободы лишь при том условии, что нарушение им установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования повлекло за собой утрату публичным мероприятием мирного характера (если соответствующее нарушение не подпадает под признаки преступления, предусмотренного статьей 212 «Массовые беспорядки» УК Российской Федерации) или причинение либо реальную угрозу причинения существенного вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности или иным конституционно охраняемым ценностям, притом что без назначения данного вида наказания невозможно обеспечить достижение целей уголовной ответственности за преступление, предусмотренное указанной нормой. Административный арест, хотя и является кратковременным лишением свободы, однако по своему правоограничительному эффекту не может рассматриваться как равный предусмотренному Уголовным кодексом Российской Федерации в качестве меры уголовной ответственности лишению свободы.

Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 09.01.2019 N 63-УДП18-3 Устанавливая уголовную ответственность за повторное совершение лицом однородных (аналогичных) правонарушений, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 февраля 2017 года N 2-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 212.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина .

Д.», законодатель исходит из того, что многократное совершение таких правонарушений объективно свидетельствует о недостаточности имеющихся административно-правовых средств для результативного противодействия таким деяниям, что вкупе с иными факторами может рассматриваться в качестве конституционно значимой причины для криминализации соответствующих действий (бездействия), которые, оставаясь в своей нормативной первооснове административными правонарушениями, по характеру и степени общественной опасности приближаются к уголовно наказуемым деяниям и при определенных условиях способны причинить серьезный вред общественным отношениям, поставленным под охрану уголовного закона. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.02.2017 N 2-П ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 212.1 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА И.И.

ДАДИНА Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.

Зорькина, судей К.В. Арановского, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д.

Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г.

Ярославцева, Определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2020 N 7-О 1. Гражданин К.А. Котов оспаривает конституционность статьи 212.1 УК Российской Федерации, согласно которой нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок. Определение Конституционного Суда РФ от 11.02.2020 N 264-О-Р 1.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 февраля 2017 года N 2-П по делу о проверке конституционности положений статьи 212.1 УК Российской Федерации признал содержащиеся в данной статье положения не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования:

Комментарий к Ст. 212 Уголовного кодекса

1.

С точки зрения объективной стороны ст.

212 УК предусматривает пять самостоятельных составов преступлений. Первый из них описывается в ч. 1 как действие в виде: а) организации массовых беспорядков; б) подготовки лица для организации массовых беспорядков или участия в них.

Под массовыми беспорядками следует понимать в целом беспорядочные, стихийные действия значительного числа лиц, заключающиеся в применении насилия к иным лицам, погромах (т.е.

разорении и разграблении жилых зданий, помещений, хранилищ), поджогах, уничтожении имущества, бессмысленном и нецеленаправленном применении оружия, взрывных устройств, взрывчатых, отравляющих либо иных веществ и предметов, представляющих опасность для окружающих, оказании вооруженного (т.е. сопровождающегося применением оружия либо угрозой его применения) сопротивления представителю власти. К организации массовых беспорядков относятся действия, направленные на инициирование массовых беспорядков, и дальнейшие действия по руководству (хотя бы относительному) и поддержанию массовых беспорядков.

Такими действиями могут являться подбор инициаторов действий толпы при массовых беспорядках, разработка плана начала и продолжения массовых беспорядков, руководство (хотя бы относительное) участниками массовых беспорядков и т.п. Подготовка лица предполагает в целом его обучение (см.

комментарий к ст. 205.1, 205.3 УК).

2. Преступление признается оконченным с момента совершения соответствующих организаторских действий, хотя бы массовые беспорядки и не начались, или с момента начала обучения, хотя бы и безуспешного. 3. Второй состав преступления (ч. 1.1) — это склонение, вербовка или иное вовлечение лица в совершение действий, предусмотренных ч.

1 (см. также комментарий к ст. 205.1 УК). 4. Третий состав преступления описывается в ч.

2 как участие в массовых беспорядках и заключается в непосредственном совершении действий, образующих массовые беспорядки. 5. Четвертый состав преступления (ч.

3) характеризуется призывами к массовым беспорядкам, участию в них или к насилию над гражданами, т.е. однократными или многократными обращениями к участникам массовых беспорядков либо широкому кругу посторонних лиц в любой форме (устно, письменно, с помощью средств связи; как анонимно, так и с указанием автора), нацеленными на побуждение адресатов призывов к активным действиям.

Преступление признается оконченным с момента осуществления призывов независимо от того, удалось ли побудить адресатов призывов к соответствующим действиям. 6. Пятый состав преступления характеризуется прохождением лицом обучения в целях организации массовых беспорядков либо участия в них. Неисчерпывающий перечень обучающих действий приведен в статье.

Преступление окончено с момента начала лицом обучения.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+