Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Другое - Шлагбаум во дворе законно или нет

Шлагбаум во дворе законно или нет

Шлагбаум во дворе законно или нет

Верховный суд поднимает шлагбаум. Никто не имеет права не пустить собственника жилья на парковку во дворе


Верховный суд разъяснил, кто имеет право на въезд во двор многоквартирного дома.

И кто может лишить автовладельца такого права.После введения платной парковки массовые огораживания дворовой территории и установка шлагбаумов буквально захлестнули крупные города. Еще бы, гаражи есть не у всех.И вот тут-то началась борьба за место под солнцем.

Дворовые объединения автовладельцев собирают плату за парковку во дворе, за работу шлагбаума. А тех, кто не платит, буквально выгоняют на улицу, запрещая подъезд к собственному дому. Законно ли это?Вправе собственники закрывать свой двор?

Вправе одни соседи говорить «не пущу» другим соседям, не заплатившим за место под солнцем во дворе? Именно с такой ситуацией пришлось разбираться Верховному суду.

А поскольку таких случаев много, это дело было включено в обзор судебной практики. То есть теперь все судьи при разборе подобных дел должны ориентироваться на правовые позиции Верховного суда, указанные в этом процессе.Итак, собрание автовладельцев одного из многоквартирных домов приняло решение лишить гражданку С.

возможности парковать автомобиль на придомовой территории.Несмотря на то, что эта гражданка имеет в собственности квартиру в этом доме, там же зарегистрирована и постоянно проживает. Поводом для этого послужило нарушение ею положений о порядке въезда и парковки, утвержденных этим же благородным собранием.

Также собрание решило вернуть ей ранее уплаченные деньги — ее первоначальный взнос. Случилось это спустя два года после того, как она получила брелок от шлагбаума.Лишившись подъезда к дому, гражданка С. подала в суд на жилищно-строительный кооператив.

Однако суд первой инстанции отказал ей в удовлетворении иска. По его мнению, доказательств препятствия доступа к принадлежащему ей жилищу не представлено. Ограничение права на пользование парковочным местом, находящимся в общем пользовании собственников помещений многоквартирного дома, установлено решением общего собрания автовладельцев.С этими доводами согласился и суд апелляционной инстанции.

Но Верховный суд посчитал, что они не соответствуют закону.Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты.В соответствии с частью 5 статьи 16 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», с момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета, участок, на котором расположен многоквартирный дом, переходит бесплатно в общую долевую собственность хозяев помещений многоквартирного дома.Согласно части 2 статьи 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных этим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.Таким образом, собственнику помещения в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом многоквартирного дома. При этом какие-либо способы ограничения или лишения собственника помещения в многоквартирном доме такого права действующим законодательством не предусмотрены, отметил Верховный суд.Кроме того, право гражданки С.

на беспрепятственный въезд на огороженную территорию части двора многоквартирного дома как собственницы жилого помещения в этом доме закреплено и Положением о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории, утвержденным общим собранием членов ЖСК.Ссылка нижестоящих судов на то, что решение собрания автовладельцев — это правомерное основание для ограничения права истца на пользование парковочным местом, противоречит нормам материального права.Одно из обязательных условий признания решения собрания основанием для возникновения или прекращения гражданских прав и обязанностей — это наличие в законе указания на гражданско-правовые последствия, обязательные для всех управомоченных на участие в таком собрании лиц.Исчерпывающий перечень органов управления жилищного кооператива содержится в статье 115 ЖК РФ.

Он включает общее собрание членов жилищного кооператива, конференцию, если число участников общего собрания более пятидесяти, а также правление и председателя правления жилищного кооператива.Общее собрание автовладельцев в этом перечне не указано. Значит его решения не могут иметь последствий для гражданки С.
Значит его решения не могут иметь последствий для гражданки С.

Но именно этого не учли ни суд первой, ни суд апелляционной инстанций.

В общем, лишить права парковать машину во дворе собственника жилья практически невозможно.

Что делать, если мою машину не пустят на общую парковку?

Собирайте доказательства.

Подойдет протокол, уведомление, фотографии и даже показания свидетелей.

Управляющие компании могут сказать в суде, что вам никто ничего не запрещал. Иногда суды в это верят.Предъявляйте претензии и ссылайтесь на это определение Верховного суда. Всегда письменно и в двух экземплярах.Проверьте, законное ли ограждение и как оформлен общий участок. Узнайте в Росреестре или администрации, как это сделать: пригодится для суда.
Узнайте в Росреестре или администрации, как это сделать: пригодится для суда.

Может быть, парковка и шлагбаум вообще самовольные. Если есть протокол общего собрания, это еще ничего не значит.Не путайте общую парковку с машиноместом. Если кто-то из собственников выкупил конкретное место для своей машины, это не общее имущество, а его личное.

Не бойтесь идти в суд и до конца. Судебная практика по таким делам разная: часто споры заканчиваются не в пользу жильцов. Это потому, что люди останавливаются на первой инстанции.

Или подают апелляцию, и потом всё.

Таких решений много. Эта история — еще один пример упорства, которое принесло пользу всем.

Но иногда нужно потратить на это больше года и дойти до Верховного суда.6694730 августа 2017Тэги

Лучшее за неделюЕкатерина Мирошкина, экономист19.0635K18.0628KЕкатерина Мирошкина, экономист23.0624K19.0623K18.0621K18.0618K23.0617K22.0616K18.0616K19.0615K19.0612KШорты18.0612K24.0611K23.0611K22.0611KЕкатерина Мирошкина, экономист19.0611K23.0610K19.068K22.068K19.068K22.068K22.067KШорты22.067KЕкатерина Мирошкина, экономист18.067KЕкатерина Мирошкина, экономист18.065K18.065K23.065KШорты19.064KШорты23.064K24.064KПодборки по теме

Море полезных статей о финансахВ вашей почте дважды в неделю.

Рассказываем только о том, что касается вас и ваших денегПодписаться·

Выезд разрешен категорически

Права хозяев жилья в многоквартирном доме сегодня включают в себя и право пользоваться парковкой во дворе для своего автомобиля. Парковочные места возле жилых домов давно стали предметом споров и судебных разбирательств. Фото: Андрей Махонин/ ТАСС Дворы многоэтажек в больших и малых городах сегодня стали по сути запретной территорией для чужих машин.

Все больше и больше дворов закрываются шлагбаумами, чтобы там не парковались посторонние машины. Естественно, по этому поводу возникают многочисленные споры и конфликты.

Ведь проблема парковки сегодня — одна из самых острых для автомобилистов. О разрешении некоторых из них в рубрике «Юрконсультация» эксперты «РГ». Поэтому представляются весьма важными для владельцев машин разъяснения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, которые она дала, разбирая спор о праве на парковку при многоквартирном доме.

Поэтому представляются весьма важными для владельцев машин разъяснения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, которые она дала, разбирая спор о праве на парковку при многоквартирном доме. Наша история, точнее, конфликт, произошла в Санкт-Петербурге.

Там в суд пришел гражданин с претензией к ТСЖ дома, в котором он владеет квартирой.

В иске жилец написал, что он свою квартиру сдает.

Вместе с ключами от квартиры он отдал арендаторам жилья и пульт от шлагбаума на въезде во двор. Но ТСЖ этот пульт отключило, так как пользоваться им можно лишь собственникам помещений.

Об этом праве поднимать шлагбаум сказано в одном из протоколов общего собрания собственников жилья. Жильцы проголосовали за то, чтобы въезжать чужим машинам можно было лишь по заявке собственника и исключительно через диспетчера.

Местные суды истцу отказали и не стали обязывать ТСЖ включать пульт для арендаторов. Тогда гражданин дошел до Верховного суда. Там спор изучили и решение коллег отменили. Высший суд разъяснил свою позицию так. Дворы многоэтажек в городах сегодня стали запретной территорией для чужих машин Райсуд, отказывая жильцу в праве его арендаторам пользоваться его же пультом для проезда своих машин, сказал, что никто не отменял и не признавал недействующим протокол ТСЖ, в котором сказано, кто может поднимать шлагбаум на въезде во двор.

Дворы многоэтажек в городах сегодня стали запретной территорией для чужих машин Райсуд, отказывая жильцу в праве его арендаторам пользоваться его же пультом для проезда своих машин, сказал, что никто не отменял и не признавал недействующим протокол ТСЖ, в котором сказано, кто может поднимать шлагбаум на въезде во двор. Верховный суд РФ напомнил Гражданский кодекс, в котором говорится про общее имущество собственников квартир. В это общее имущество кроме всего прочего входит также и земельный участок во дворе, который используется под парковку.

По закону собственники квартир имеют право требовать устранения нарушения своих прав, даже если эти нарушения не связаны с лишением их владения.

Поэтому, сказал Верховный суд, тот протокол ТСЖ, где решено не пускать арендаторов квартир на стоянку, нарушает права собственников квартир. Потому как препятствует их доступу на общедомовую территорию и лишает возможности ставить транспорт во дворе в любое удобное для них время. Решение ТСЖ не пускать арендаторов квартир на стоянку нарушает права собственников квартир Верховный суд РФ подчеркнул — действующим законом не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придворовую территорию на основании решения общего собрания.

Блокировка пульта от шлагбаума Верховным судом РФ рассматривается как санкция за нарушение решения общего собрания о порядке пользования участком внутри дома. Высший суд подчеркнул — тот факт, что порядок пользования стоянкой был утвержден общим собранием и этот протокол никто не признал недействительным, еще не основание для его безусловного применения.

Дело в том, что в Гражданском процессуальном кодексе (статья 11) сказано следующее: если один нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, имеющему большую силу, то применяется последний. То есть тот акт, который сильнее.

Это правило касается не только самих нормативных правовых актов, но и так называемых локальных правовых актов, к которым и относится утвержденный собранием собственников порядок пользования земельным участком во дворе многоэтажного дома. Проще говоря, протокол ТСЖ считается локальным актом и в спорных случаях надо применять более сильный правовой акт. В итоге Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила принятые по этому делу решения местных питерских судов и с учетом своих разъяснений велела пересмотреть спор ТСЖ и собственника.

Верховный суд: Установка шлагбаума на въезде во двор не должна нарушать права собственников.

Фото: Сергей Михеев А как у них?

В Германии собственники квартир в многоквартирных домах принимают решение об установке шлагбаума на общем собрании. Каждый собственник затем получает ключ или пульт для открывания шлагбаума, ведущего во двор. Ключ должен быть передан также в местную пожарную команду, которая в Германии осуществляет и первую медицинскую помощь.

Для шлагбаумов перед въездом на частные улицы, принадлежащие только владельцам расположенных на ней земельных участков, действуют те же правила. Особого разрешения для установки шлагбаума на частных улицах, парковках или перед въездом во дворы не требуется. В Японии придомовые шлагбаумы практически не встречаются.

Сложно представить, что японцу придет в голову оставить личный автомобиль в неположенном месте, тем более на территории жилого комплекса.

Даже на улице бросить машину — не лучшая идея. Через некоторое время на лобовом стекле появится уведомление о необходимости оплатить штраф. Несложные математические подсчеты подскажут, что дешевле было воспользоваться платной стоянкой.

В Испании большинство дворов «спрятаны» внутри зданий, и попасть туда постороннему человеку непросто: необходимо пройти мимо консьержа. Именно пройти, ведь дворы в Испании не предназначены для машин. Свои автомобили жильцы оставляют на подземной парковке, от ворот которой у них есть специальный пульт.
Свои автомобили жильцы оставляют на подземной парковке, от ворот которой у них есть специальный пульт. Можно припарковаться и на улице, но за это придется заплатить.

Подготовили (Берлин), (Токио),

Этапы согласования

Для законного монтажа такой конструкции необходимо неукоснительное соблюдение следующих требований:

  1. Деньги на установку шлагбаума можно взять из резервов ТСЖ. Если у ТСЖ нет ресурсов, или самого ТСЖ нет, а домом управляет сторонняя компания, деньги придется собирать с жильцов. Стоит отметить, что решение части собственников приравнивается к воле всех собственников. И если для принятия решения было необходимо получить 2/3 голосов и при этом голосование состоялось без нарушений — такое решение будет обязательным для всех собственников, хотя бы они и не голосовали вовсе. Поэтому кто-то из жильцов будет вынужден заплатить за шлагбаум, который ему не нужен. Можно попытаться оспорить решение собрания собственников в суде, однако это не означает, что суд в любом случае признает такое решение недействительным.
  2. Знающие люди советуют на том же собрании выбрать уполномоченного, который возьмет на себя все договоренности и будет отвечать за процесс согласования шлагбаума с муниципальными властями и другими инстанциями.
  3. Данное право согласовывается также с МЧС, ГИБДД и ЖКХ.
  4. Заявка на установку шлагбаума, проект-схема размещения шлагбаума (ограждения), протокол составляются в свободной форме. При составлении проекта необходимо учитывать проект межевания двора, так как внутри него могут располагаться различные организации, использующие двор для проезда к себе. Данные для проекта-схемы размещения шлагбаума ((точную схему двора с указанным на ней местом установки шлагбаума, его размерами и др.) берутся из документации о придомовой территории (кадастровый паспорт). Пока межевания придомовой земли не требуется. Далее схема направляется на согласование в для проверки границ дворовой территории.
  5. Установить площадь участка вокруг дома, обратившись в БТИ. Участок, на котором находится жилое здание, считается объектом долевой собственности каждого жителя (). На этом основании территорию возле дома следует оформить в собственность путем собрания собственников жилья, для чего составляется заявление на формирование придомового участка.
  6. После установления прав на придомовую территорию в районной администрации согласовывается право на установку средств управления дорожным движением. Муниципалитет, получив от жильцов дома обращение-заявку на установку шлагбаума, выдает список требований к проекту установки, а также рекомендацию проконсультироваться с юристами для правильного оформления документов. Несоблюдение требований установки шлагбаума влечет за собой отказ в разрешении на установку. В случае положительного заключения глава управы направляет проект установки шлагбаума на согласование руководителю местного муниципального собрания. Чтобы получить разрешение, жильцы должны подготовить точную схему двора с указанным на ней местом установки шлагбаума. Шлагбаум во дворе может быть установлен только в том случае, если жильцы обеспечить беспрепятственный проезд пожарным, полиции, скорой помощи и аварийным службам в любое время суток. Выход в этом случае — нанять смотрящего за шлагбаумом: консьержа/охрану либо компанию для удаленной диспетчеризации шлагбаума. Ответственные жильцы (уполномоченный или старший по подъезду) подкрепляют обязанность обеспечить наблюдение за ограждением и допуск транспорта экстренных служб во двор 24 часа в сутки: найм компани, установка видеонаблюдения и т.п. собственными подписями.
  7. Более половины жильцов дома должны дать письменное согласие на установку. Важно!Если предполагается, что шлагбаум будет регулировать въезд на территорию двух и более домов, то для согласования нужны протоколы собраний каждого дома.
Рекомендуем прочесть:  Куда сообщить о самозанятости

Разрешение на установку дает Муниципальный Совет депутатов.

Возможный список документов на установку шлагбаума:

  1. Обращение к депутатам
  2. Проект договора на установку шлагбаума
  3. Вид, цвет, модель, безопасное открытие шлагбаума
  4. Предварительное соглашение на удаленную диспетчеризацию
  5. Протокол общего собрания жильцов
  6. План установки шлагбаума
  7. Заявление в о самостоятельном содержании шлагбаума жильцами дома
  8. Описание удаленной диспетчеризации и обеспечение круглосуточного доступа для спецслужб
  9. Регламент по пользованию парковкой жителей дома.
  10. План парковочных мест
  11. План земельного участка из

При успешном прохождении всех вышеприведенных этапов можно смело устанавливать во дворе шлагбаум, поскольку процедура будет проведена в соответствии со всеми законодательными требованиями. Что касается установки в Москве, городские власти приняли решение об упрощенном порядке согласования.Чтобы получить разрешение, необходимо:

  1. Все документы передаются в . Решение принимается на заседаниях, которые осуществляются, как правило, ежемесячно.
  2. Собрать все необходимые документы в соответствии .

Разрешение либо отказ можно получить не позже месяца со дня подачи документов. Решение выдается там же, где осуществлялась подача документов.

Законно ли устанавливать шлагбаум во дворе жилого дома?

На сегодняшний день вопрос парковки является серьезной проблемой, особенно для жильцов многоквартирных домов.

По сложившейся практике многие многоэтажки устанавливают шлагбаумы, пульты от которых предоставляются исключительно собственникам квартир в данном здании. А насколько это законно? В первую очередь необходимо знать о том, что данный вопрос получил свое четкое законодательное регулирование.

В частности, как гласит Гражданский кодекс РФ, земельный участок, на котором расположено здание, является общей собственностью всех собственников квартир.Соответственно, собственники квартир могут принять решение об установке шлагбаума во дворе.

Ведь двор также является общей собственностью владельцев квартир. Но при этом нужно соблюсти определенные законодательные процессы.

В первую очередь необходимо наличие протокола общего собрания жильцов многоэтажки, на котором было принято решение об установлении шлагбаума. При этом нужно согласие как минимум 51% из жильцов.

Если большая часть из них проголосует против, поставить шлагбаум будет невозможно. Кроме того, земельный участок должен быть поставлен на кадастровый учет, это также является обязательным условием.

Также необходимо получить разрешение у: — ГИБДД; — пожарной службы.

Для получения разрешения у ГИБДД необходимо доказать, что постановка шлагбаума не препятствует движению на дороге, т.е. шлагбаум устанавливается во дворе, а не на проезжей части дороги.

А для получения разрешения в пожарной службе необходимо доказать, что установка шлагбаума не будет препятствовать въезду службы МЧС на огражденную территорию в любое время суток. С этой целью можно: — заключить соответствующий договор о предоставлении услуг с охранной службой и обеспечить круглосуточную охрану у шлагбаума.

Это значит, что при необходимости охранник в любое время откроет шлагбаум;- поставить видеонаблюдение и подключить его к диспетчерской службе, которая также действует круглосуточно.

В этом случае сотрудники откроют шлагбаум для проезда службы МЧС.

Это основные законодательные требования, которые предъявляются к процессу установки шлагбаума. Его можно установить исключительно при их полном соблюдении.

При этом установка шлагбаума никак не должна препятствовать или ограничивать права других собственников квартир многоэтажного дома, которые были против установки шлагбаума.

Насколько законна установка шлагбаума на въезде во двор?

Далеко не все жильцы МКД (часть которых могут не являться собственниками квартир) согласны с подобной ситуацией.

Анализ обращений граждан по данной проблеме позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев установка шлагбаума на въезде во двор осуществляется с нарушением норм действующего законодательства.К отношениям, связанным с установкой запорных устройств на въездах во двор МКД, применимы следующие нормативные положения и правовые позиции высших судов:часть 1 статьи 246 Гражданского кодекса РФ:

«Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников»

;пункт 1 части 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ: «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно… земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты»;часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ: «собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных этим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме»;часть 5 статьи 16 федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ

«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

: «со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме»;пункт 67 совместного постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда от 29 апреля 2010 г. № 10/22

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

: «если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка».Целесообразно также отметить следующее:

  1. нормативные акты, регламентирующие вопросы ограждения придомовых территорий, приняты также в некоторых субъектах РФ. В качестве примера можно привести постановление Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП «О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве»;
  2. ограничения въезда на придомовую территорию не только затрагивают права собственников по распоряжению земельным участком, но и должны соответствовать требованиям публично-правовых норм. Например, постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 (ред. от 07.03.2019) «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).

По результатам анализа вышеприведенных норм можно сделать следующие выводы:1. В большинстве случаев земельные участки под многоквартирными жилыми домами либо переданы в общую собственность владельцев недвижимости в МКД, либо их правовой режим аналогичен праву общей долевой собственности.2.

Для ограничения проезда автомобилей на придомовой земельный участок требуется согласие всех собственников помещений в МКД.3. В некоторых случаях ограничения на въезд автомобилей на придомовую территорию могут нарушать нормы публичного права, например, противопожарные.

Сообщение об ошибке

Адрес страницы, содержащей ошибку:* Неверно заполненное поле Текст, содержащий ошибку* Неверно заполненное поле Ваш браузер* Internet Explorer 6.x Internet Explorer 7.x Internet Explorer 8.x Mozilla FireFox 1.x Mozilla FireFox 2.x Mozilla FireFox 3.x Opera Google Chrome Apple Safari 2.x Apple Safari 3.x Другой браузер Неверно заполненное поле Правильный текст или предложения по улучшению* Неверно заполненное поле Имя пользователя* Неверно заполненное поле E-mail пользователя* Неверно заполненное поле Текст сообщения* Неверно заполненное поле IP адрес* Неверно заполненное поле Код безопасности * Enable Javascript for audio controls

Шлагбаумы во дворах жилых домов: как правильно оформить и как с этим бороться

1 февраляВ последние годы в крупных городах въезд во дворы многоквартирных жилых домов (далее также МКД) часто ограничивается посредством размещения шлагбаумов, а иногда и иных конструкций (клумб, бетонных блоков и т.п.). Иногда это делается по инициативе собственников квартир в таких домах – с целью ограничить стоянку во дворе автомобилей, не принадлежащих проживающим в доме лицам.

Однако в большинстве случаев инициатором установки шлагбаумов выступают организации, осуществляющие управление жилым домом (управляющие компании, ТСЖ).Часто за проезд на территорию двора взимается плата.Технически это происходит следующим образом: въезды во двор МКД перекрываются ограждающими устройствами (шлагбаумами). Для подъема шлагбаума требуется позвонить на конкретный номер мобильного телефона (он зачастую указан на самом устройстве).

За звонок на соответствующий номер взимается плата.

Собственником запорного устройства при этом является сторонняя организация, получающая плату за пользование шлагбаумом.Насколько законна установка шлагбаума на въезде во двор?Далеко не все жильцы МКД (часть которых могут не являться собственниками квартир) согласны с подобной ситуацией. Анализ обращений граждан по данной проблеме позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев установка шлагбаума на въезде во двор осуществляется с нарушением норм действующего законодательства.К отношениям, связанным с установкой запорных устройств на въездах во двор МКД, применимы следующие нормативные положения и правовые позиции высших судов:часть 1 статьи 246 Гражданского кодекса РФ:

«Распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников»

;пункт 1 части 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ: «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно… земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты»;часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ: «собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных этим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме»;часть 5 статьи 16 федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ

«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

: «со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме»;пункт 67 совместного постановления Пленумов Верховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда от 29 апреля 2010 г.

№ 10/22

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

: «если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка».Целесообразно также отметить следующее:нормативные акты, регламентирующие вопросы ограждения придомовых территорий, приняты также в некоторых субъектах РФ.

В качестве примера можно привести постановление Правительства Москвы от 2 июля 2013 г. № 428-ПП

«О порядке установки ограждений на придомовых территориях в городе Москве»

;ограничения въезда на придомовую территорию не только затрагивают права собственников по распоряжению земельным участком, но и должны соответствовать требованиям публично-правовых норм. Например, постановление Правительства РФ от 25.04.2012 г.

№ 390 (ред. от 07.03.2019) «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).По результатам анализа вышеприведенных норм можно сделать следующие выводы:1. В большинстве случаев земельные участки под многоквартирными жилыми домами либо переданы в общую собственность владельцев недвижимости в МКД, либо их правовой режим аналогичен праву общей долевой собственности.2.

Для ограничения проезда автомобилей на придомовой земельный участок требуется согласие всех собственников помещений в МКД.3. В некоторых случаях ограничения на въезд автомобилей на придомовую территорию могут нарушать нормы публичного права, например, противопожарные.Механизм защиты прав собственников помещений в МКД1.

Получить информацию о границах и статусе земельного участка, на котором расположен МКД.Сделать это можно с помощью сервиса «Публичная кадастровая карта Росреестра». В частности, нужно уточнить, поставлен ли земельный участок на кадастровый учет, а также находится ли шлагбаум в границах участка.2. Получить информацию об управлении жилым домом.Для этого через сайт Единой информационной системы ЖКХ следует найти нужный МКД, после чего перейти на вкладку «Сведения об объекте жилищного фонда» – откроется вкладка «Карточка дома».

Далее перейти в подраздел «Информация об управлении МКД».

В нем можно скачать договор об управлении МКД (как правило, там будет указано, что в состав общего имущества собственников помещений в МКД входит земельный участок). Кроме того, в подразделе «Использование общего имущества» можно проверить факт наличия договора на установку шлагбаума.3. Если на шлагбауме имеется информация об установившей его компании – получить о ней сведения из ЕГРЮЛ.4.

Формально нет никаких препятствий для обращения в суд с исковым заявлением об устранении препятствий в пользовании общим имуществом. Такое заявление может подать любое лицо, имеющее в собственности жилое или нежилое помещение в МКД.Возможны следующие варианты формулировок исковых требований:

«не чинить препятствий для въезда, стоянки и парковки личных автомобилей на территории внутреннего двора многоквартирного дома»

; «возложить обязанность обеспечить беспрепятственный подъезд к жилому дому» и т.п.5. В некоторых случаях эффективным будет досудебный порядок разрешения спора.

Возможно как написание обращения в управляющую компанию, так и обращаться с заявлением о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка». Возбудить дело вправе должностные лица органов внутренних дел (на основании п. 1 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ).

Правила установки шлагбаума

Чтобы установить шлагбаум во дворе дома правильно и чтобы его не демонтировали за несоответствие, необходимо соблюдать ряд важных правил, которые сделают присутствие шлагбаума во дворе полезным и безопасным элементом:

  1. Шлагбаум должен быть установлен на бетонное основание и быть прочно закреплен.
  2. Сам шлагбаум не должен служить непреодолимым барьером для проникновения внутрь. Он должен быть выполнен из легкого материала, чтобы при необходимости его легко можно было поднять самостоятельно. Помните: шлагбаум всего лишь очерчивает границы территории дома, а вовсе не охраняет неприступную крепость.
  3. Эксплуатация шлагбаума должна быть прежде всего безопасной, поэтому автоматика устройства должна чувствовать, когда под ней находится человек или машина. Это поможет снизить риск травм и ущерба.
  4. Также шлагбаум не должен мешать работе аварийных служб – полиции, пожарных, газовой, скорой и так далее.
  5. Первое и самое основное правило – шлагбаум никому не должен мешать и причинять неудобств – ни пешим людям, ни велосипедистам, ни инвалидам, ни родителям с детьми в колясках. Одним словом, никому, у людей должна быть возможность спокойно передвигаться, беспрепятственно заходить и выходить из своего двора.

17. Я собственник квартиры, жильцы поставили шлагбаум, и ограничивают мой проезд во двор.

17.1. Нужно смотреть кому принадлежит земельный участок, если это общее имущество МКД, то ограничение возможно только решением общего собраний, более 2/3 голосов всех собственников.

Срок оспаривания решения в суде — 6 месяцев.

Вам помог ответ? Да Нет 17.2.

Нужно смотреть было ли решение общего собрания.

Вам помог ответ? Да Нет 17.3. Решение об установке шлагбаума принимается на общем собрании собственников простым большенством голосов.

По всей видимости вы пропустили собрание или вас не уведомили, узнавайте у своего домкома ознакамливайтесь с протоколом общего собрания.

Вам помог ответ? Да Нет 18. Во дворе дома по решению собрания собственников жилья оборудована парковка.

Определены места для стоянки автомашин собственников квартир.

Однако, шлагбаум не установлен, парковочные места занимают посторонние. Собственники вынуждены ставить свои авто рядом со своим парковочным местом, преграждая выезд чужих транспортных средств. Законно ли привлечение собственников парковки в таких случаях по ст.

12.19.4 КоАП? 18.1. Двор жилого дома не является проезжей частью.

С посторонними лицами можно решить вопрос в добровольном порядке.

Собственники квартир в МКД определили порядок пользования парковочными местами, но это не совсем соответствует закону. ЖК РФ не предусматривает выделение доли в праве общей собственности на общедомовое имущество в натуре.

Вам помог ответ? Да Нет 19. В нашем доме хотят установить шлагбаум. Моя мама инвалид первой группы.

Перед подъездом есть парковочное место для инвалидов. На мою машину оформлен инвалидный знак.

У нас нет денег на сдачу и содержание шлагбаума.

Могут ли машину не пускать во двор?

19.1. Нет, не имеют право не пускать. Но расходы взыскать могут. Вам помог ответ?

Да Нет

Законна ли установка шлагбаума во дворе многоквартирного дома

Последнее обновление: 13.04.2019 Суды: общее собрание автомобилистов и иные организации не могут ограничить доступ собственникам жилья на придомовую территорию путем блокировки шлагбаума Верховный Суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции ответили на вопрос о возможности ограничения на въезд собственникам жилых помещений со стороны общего собрания жильцов и компании, обслуживающей работу шлагбаума. Рассмотрим два таких дела подробнее.

Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома приняло решение об установке шлагбаума, что было согласовано с органами местного самоуправления (решение Хорошевского районного суда г.

Москвы от 23 января 2018 г. по делу 2-1606/181). Собственники жилых помещений, в свою очередь, не возражали против установки ограждающего устройства для регулирования въезда и выезда транспортных средств на придомовую территорию. Однако спустя несколько лет после установки организация, осуществляющая обслуживание ограждающего устройства, ограничила доступ на придомовую территорию на личных автомобилях, в связи с чем они обратились в суд.

Организация обосновала это тем, что они не производят ежегодную абонентскую плату за пользование шлагбаумом. Кроме того, она отметила, что истцы могут въезжать на придомовую территорию путем оформления разовых пропусков в соответствии с принятым решением общего собрания.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований о предоставлении доступа на придомовую территорию. Свой отказ районный суд мотивировал тем, что истцы не предоставили суду доказательств о наличии препятствий со стороны организации в доступе личных автомобилей на придомовую территорию.

Суд также отметил, что они не оспаривают факт неисполнения обязательств по оплате обслуживания шлагбаумом. Несмотря на то, что организация отказалась предоставлять финансовые документы о принятии денежных средств от истцов, а также сведения о ведении хозяйственной деятельности, связанной с шлагбаумом.

Кроме того, суд отметил, что отсутствуют доказательства обращения истцов с требованиями о выдаче разовых пропусков или факты, свидетельствующие о получении такого отказа. Но суд апелляционной инстанции решение отменил и обязал организацию осуществить доступ при въезде на придомовую территорию (апелляционное определение Московского городского суда от 18 октября 2018 г. по делу № 33-45290/20182). Свою позицию при вынесении определения в пользу истцов он обосновал следующим образом:собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит безусловное и неотчуждаемое право на пользование общим имуществом этого дома (ч.

2 ст. 36 Жилищного кодекса, п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г.

№ 10/22

«О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

, далее – Постановление);факт препятствия истцам во въезде на придомовую территорию подтверждается объяснениями сторон и приложением к протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, где фамилии истцов в списке лиц, имеющих право парковки, отсутствуют.;невнесение платы истцами за обслуживание шлагбаума не является основанием для лишения собственников помещений в многоквартирном доме права пользования придомовой территорией;общее собрание собственников не наделено полномочиями по ограничению иных собственников на пользование общим имуществом многоквартирного дома (ст.

44 Жилищного кодекса РФ).При этом судья при рассмотрении кассационной жалобы принял решение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд кассационной (надзорной) инстанции, согласившись с доводами суда апелляционной инстанции (определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд кассационной (надзорной) инстанции от 25 января 2020 г. по делу № 4г-0454/20193). При рассмотрении другого дела о запрете на въезд на придомовую территорию ВС РФ пришел к выводу, что необходимо обеспечить свободный доступ лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17 января 2017 г.

№ 5-КГ16-230). Согласно материалам данного дела общее собрание ЖСК утвердило положение о порядке въезда и парковки автотранспорта на придомовой территории и приняло решение об установке шлагбаума. Так, за одной из собственниц квартиры закрепили парковочное место и выдали ей брелок от шлагбаума.

Однако на собрании автовладельцев было принято решение о лишении ее возможности парковать транспортное средство за нарушение ранее утвержденных правил парковки и возврате ранее ей внесенного первоначального взноса.

В связи с этим собственница обратилась с исковым заявлением в суд. Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении исковых требований, сославшись на то, что она не предоставила доказательств наличия препятствий в доступе к принадлежащему ей жилищу со стороны ЖСК. ВС РФ не согласился с мнением нижестоящих судов и подтвердил, что не допускается запрет на обременение земельного участка, и собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком, в том числе объектами, входящими в состав общего имущества в таком доме (ч.

7 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ

«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»

(далее – Закон № 189-ФЗ, п. 67 Постановления). Кроме того, Суд отметил, что закреплен исчерпывающий перечень органов управления жилищного кооператива, в который не включено общее собрание автовладельцев (ст.

115 Жилищного кодекса РФ). В связи с этим Суд пришел к выводу, что общее собрание собственников не наделено полномочиями по ограничению других собственников в пользовании общим имуществом многоквартирного дома. То есть суды нижестоящих инстанций не учли, что решение общего собрания автовладельцев не предусмотрено законом и не может повлечь для собственника жилого помещения ограничения права на использование придомовой территории многоквартирного дома. Таким образом, ВС РФ отменил апелляционное определение и направил дело на новое рассмотрение.

Рассмотренные гражданские дела указывают на то, что не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также собственникам помещений и иным лицам предоставляется свободный доступ к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома (ч. 7 ст. 16 Закона № 189-ФЗ). Кроме того, принимать решения об ограничении такого доступа могут только группы лиц, наделенные такими полномочиями в силу закона.

Этапы установки шлагбаума

Для того чтобы принять решение о том, чтобы во дворе смонтировать шлагбаум, необходимо собрать жильцов. Они должны проголосовать за это действие.

Необходимо более половины согласившихся. Собрать всех собственников квартир в большом доме сложно.

Поэтому подготовительные этапы установки шлагбаума максимально упростили. В частности, за установку заградительного устройства во дворе можно проголосовать в системе «Электронный дом» на базе проекта «Активный гражданин».

После составления протокола по результатам голосования, необходимо передать документы в местные органы власти в целях согласования установки конструкции. Но собственники должны предварительно решить вопрос о том, какой тип шлагбаума будет смонтирован в их дворе.

В протокол вписываются технические характеристики заграждающего устройства. Только после согласования с пожарной охраной и органами ГИБДД можно покупать шлагбаум, а также его устанавливать.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+