Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Правовой статус земельного участка

Правовой статус земельного участка

Правовой статус земельного участка

24. Хочу купить земельный участок, но он имеет статус «актуальные». Что это означает?

24.1. Можете покупать. Статус «актуальный» присваивается при открытии раздела ЕГРН — принятии решения об осуществлении кадастрового учета и регистрации прав на созданный или образованный объект недвижимости или принятии решения об осуществлении кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости, если федеральным законом кадастровый учет допускается без одновременной регистрации прав; Вам помог ответ? Да Нет

Как проверить права на землю и документы?

Чтобы не ошибиться при покупке, необходимо проверить у продавца наличие права собственности на земельный надел.

СПРАВКА. С помощью правоустанавливающей документации легко выяснить, каким образом собственник получил землю во владение. Покупатель должен затребовать ряд документов, чтобы удостовериться в юридической чистоте сделки:

  1. , где указаны границы надела и его площадь;
  2. Документ, в котором зафиксировано целевое предназначение участка;
  3. Правоустанавливающие документы;
  4. Бумаги, подтверждающие право собственности;
  5. (кадастровый план до 2008 года).

Чтобы получить необходимые сведения, покупатель должен обратиться в Росреестр. Можно осуществить проверку через интернет, по телефону.

Частная форма

Частными владельцами земельных участков являются физические и юридические лица.Они распоряжаются землёй, используют её по своему усмотрению.Но из-за отнесения земли к особо ценным ресурсам землевладельцы имеют обязанности перед другими частными собственниками и государством.Частная собственность на землю может быть двух видов — индивидуальной и коллективной.Например,земля под многоквартирным домом.

Равнозначными данной категории можно считать иные формы собственности на землю — долевая, общая и другие.

Особенности правового положения земельного участка

Содержание: 1.Земельный участок……………………………………………………2-3 2.

Типы земельных участков в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан …………………………….3-5 3. Особенности правового положения земельного участка………………….5-6 4. Характеристики и сведения о земельном участке, вносимые в государственный кадастр недвижимости (ГКН)…………………….7-11 Земельный участок.

Земельный участок — часть земной поверхности, имеющая фиксированную границу.

Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики участка отражаются в государственном кадастре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование.

Согласно Земельному кодексу РФ, границы участка должны быть определены в соответствии с федеральными законами. Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земельные участки (земли) являются недвижимым имуществом и объектом гражданского оборота.

Осуществляя властные полномочия на своей территории, государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли экологические требования в интересах общества, контролирует использование земель, определяет охранные зоны, публичные сервитуты и т. д. Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают своё существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

, за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 Земельного Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.

Каждый земельный участок относится к определённой Земельным кодексом Российской Федерации категории земель. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

  1. земли особо охраняемых территорий и объектов;
  2. земли водного фонда;
  3. земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  4. земли лесного фонда;
  5. земли населённых пунктов;
  6. земли сельскохозяйственного назначения;

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий. В соответствии с законодательством возможен перевод земельного участка из одной категории в другую.

Целевым назначением и разрешённым использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешённое использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Земельные участки могут быть выведены из оборота либо ограничены в обороте. Земельные участки, отнесённые к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесённые к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Типы земельных участков в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан :

  1. Садовый земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нём и хозяйственных строений и сооружений).
  2. Дачный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нём или жилого дома с правом регистрации проживания в нём и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
  3. Огородный земельный участок — земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).

Каждый земельный участок, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неповторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учётный номер (кадастровый номер).

Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учёта. Все земельные участки, независимо от форм собственности, подлежат государственному кадастровому учёту. 1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которым создаётся единый систематизированный свод сведений о недвижимом имуществе.
1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», в соответствии с которым создаётся единый систематизированный свод сведений о недвижимом имуществе.

Объектами государственного кадастрового учёта являются земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершённого строительства.

Согласно вышеназванному Закону кадастровый учёт осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учёт объекта недвижимости, например, земельного участка), прекращением его существования (снятие с учёта объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. В государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках земельного участка:

  1. зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения);
  2. кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства, если объектом недвижимости является земельный участок;
  3. описание местоположения границ;
  4. площадь;
  5. описание границ земельных участков, их отдельных частей;
  6. ранее присвоенный государственный учётный номер;
  7. кадастровый номер иного объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости, если последний являлся объектом недвижимости, из которого образован иной объект недвижимости;
  8. почтовый адрес и (или) адрес электронной почты, по которым осуществляется связь с собственником объекта недвижимости или с лицом, обладающим данным земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования;
  9. сведения о вещных правах на объект недвижимости и об обладателях этих прав в объёме сведений, которые содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  10. категория земель и разрешённый вид использования (РВИ) земельных участков;
  11. кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
  12. сведения о кадастровом инженере, выполнявшем кадастровые работы в отношении объекта недвижимости;
  13. сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости;
  14. сведения о прекращении существования объекта недвижимости, если объект недвижимости прекратил существование.
  15. адрес объекта недвижимости или при отсутствии такого адреса описание местоположения объекта недвижимости;
  16. сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка

Особенности правового положения земельного участка Земля является объектом недвижимости, причём любое иное имущество, прочно связанное с ней, является недвижимостью только в силу своей связи с землей. Земельный участок может находиться либо в частной собственности, либо в государственной собственности, либо в муниципальной собственности.

При этом граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а также землями с/х назначения.

Земельный участок может находиться на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, на праве ограниченного пользования чужим участком (сервитут), на праве аренды и на праве безвозмездного срочного пользования. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются, распоряжаться такими участками они также не могут.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, казённым предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретённое гражданином до введения в действие Земельного Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Кодекса не допускается. Распоряжение земельным участком, находящимся на таком праве, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

С правовой точки зрения земельный участок может быть признан делимым либо неделимым. Делимым признается участок, который может быть разделён на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный участок, разрешённое использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Вновь образованные части земельного участка должны соответствовать установленным предельным минимальным и максимальным размерам земельных участков, определёнными градостроительным регламентом на соответствующую территориальную зону.

Помимо предельных размеров земельных участков, в градостроительном регламенте устанавливаются виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Характеристики и сведения о земельном участке, вносимые в государственный кадастр недвижимости (ГКН) В ГКН вносятся сведения об уникальных характеристиках земельного участка 1) вид объекта недвижимости (земельный участок); 2) кадастровый номер и дата внесения кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) Описание местоположения границ земельного участка (список координат характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра и с указанием погрешности определения, система координат) 4) площадь в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра с указанием погрешности вычисления Также в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения о земельном участке:

  1. ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона О ГКН (т.е. до 1 марта 2008г.), и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;
  2. кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в результате раздела, объединения или перераспределения которого (которых) был образован существующий земельный участок (исходный земельный участок), либо кадастровый номер земельного участка, в результате выдела в счет доли в праве общей долевой собственности из которого был образован существующий земельный участок;
  3. кадастровые номера земельных участков, образуемых из существующего земельного участка;

Также в государственный кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения о земельном участке:

  1. ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый или условный номер), если такой номер был присвоен в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона О ГКН (т.е.

    до 1 марта 2008г.), и дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством порядке;

  2. кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;
  3. кадастровый номер (номера) земельного участка (земельных участков), в результате раздела, объединения или перераспределения которого (которых) был образован существующий земельный участок (исходный земельный участок), либо кадастровый номер земельного участка, в результате выдела в счет доли в праве общей долевой собственности из которого был образован существующий земельный участок;
  4. кадастровые номера земельных участков, образуемых из существующего земельного участка;
  5. категория земель, к которой отнесен земельный участок;
  6. разрешенное использование земельного участка;
  7. номер кадастрового квартала, в котором находится земельный участок;
  1. сведения о водных объектах, расположенных в пределах земельного участка (вид водного объекта (река, озеро, водохранилище, болото и т.д.), наименование водного объекта (при его наличии);
  2. разрешенное использование земельного участка;
  3. категория земель, к которой отнесен земельный участок;
  4. сведения о вещных правах на земельный участок в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости;
  5. номер кадастрового квартала, в котором находится земельный участок;
  6. сведения об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, в объеме сведений, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия.
  7. о кадастровой стоимости;
  8. сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка (лесничество (лесопарк), участковое лесничество, номера лесных кварталов, к которым относится указанный участок (при их наличии), категория лесов (резервная, эксплуатационная, защитная);
  9. сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав земельный участок, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости;
  10. кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства;

В соответствии со ст. 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: 1) вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); 2) кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; 3) описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; 4) описание местоположения объекта недвижимости на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение или объект незавершенного строительства; 5) кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, номер этажа, на котором расположено это помещение (при наличии этажности), описание местоположения этого помещения в пределах данного этажа, либо в пределах здания или сооружения, либо соответствующей части здания или сооружения, если объектом недвижимости является помещение; 6) площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Статья 9 Конституции РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы, на которые распространяются властные полномочия государства, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Осуществляя властные полномочия на своей территории, государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли экологические требования в интересах общества, контролирует использование земель, определяет охранные зоны, публичные сервитуты и т.

Осуществляя властные полномочия на своей территории, государство устанавливает обязательные для исполнения всеми пользователями земли экологические требования в интересах общества, контролирует использование земель, определяет охранные зоны, публичные сервитуты и т.

д. Поэтому использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются:

  • предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;
  • обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Земельным кодексом установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, а также землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

  • сохранению почв и их плодородия;
  • защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
  • защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определённых условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
  • сохранению достигнутого уровня мелиорации;
  • сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

  • рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
  • ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

В целях охраны земель должны разрабатываться федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учётом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учётом экологической экспертизы, установленных законодательством санитарно-гигиенических и иных норм и требований.Внедрение новых технологий, осуществление программ мелиорации земель и повышения плодородия почв запрещаются в случае их несоответствия предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим и иным требованиям.При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы должен сниматься и использоваться для улучшения малопродуктивных земель.Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством Российской Федерации устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязнённых территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Список литературы :

  • Земельный участок // Юридический словарь. 2000.
  • Статья 11.1. Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) от 25.10.2001 N 136-ФЗ
  • Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Консультант Плюс.
  • Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (с послед. редакциями), статья 7.

PAGE \* MERGEFORMAT 1

Снятие объекта с кадастрового учета

Существует несколько причин, по которым надел могут снять с учета:

  1. по решению суда;
  2. по желанию гражданина, который пользуется объектом.
  3. если в течение пяти лет или до 1 марта 2022 года в отношении территории не будет произведено никаких действий с целью регистрации права собственности или аренды на нее;

Снять территорию с учета можно при личном обращении в ЕГРН или в МФЦ. Для этого нужно подготовить следующий пакет документов:

  1. паспорт заявителя;
  2. документы, подтверждающие право собственности;
  3. заявление (заполняется на месте на специальном бланке);
  4. нотариально заверенная доверенность, если соискатель действует через представителя;
  5. документы о наличии или отсутствии обременений;
  6. согласие каждого из участников, если земля находится в долевом владении.

Для того чтобы снова поставить надел на учет после снятия, придется подавать новое заявление в ЕГРН, поскольку старые данные будут из него удалены.

При повторной постановке на учет участок получит новый кадастровый номер.

Установление правового статуса земельного участка

Стр 4 из 4 В соответствии со статьей 83 Земельного Кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Основное целевое назначение земель данной категории – удовлетворение жилищных, производственных, социальных, культурно — бытовых нужд граждан, проживающих на территории поселений. Порядок использования земель населенных пунктов определяют в соответствии с зонированием их территории, при котором всю территорию делят на территориальные зоны, фиксируемые на карте (или схеме) зонирования. Градостроительные регламенты каждой из территориальных зон определяют основу правового режима, как земельных участков, так и их подземного и воздушного пространства, используемого в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений и сооружений.

Изъятие земельного участка – это прекращение в установленном порядке прав собственности, пользования, владения или аренды.

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах( из статьи Гражданского кодекса). Изъятие земельного участка может быть с согласия обладателя прав на него или принудительное изъятие. Изъятие может быть с выкупом, в том числе принудительным.

При этом стоимость выкупа определяется по согласию сторон или судом. Безвозмездное изъятие земельного участка может быть у арендаторов, у юридических лиц (постоянное или временное пользование), у граждан (пожизненное наследуемое владение). Однако и в случае безвозмездного изъятия производится в обязательном порядке возмещение убытков пользования, владельцам и арендатором, связанных с изъятием земельного участка.

Изъятие за плату производится у собственника земли.

При решении вопросов о принудительном изъятии земельных участков следует руководствоваться не сиюминутным указанием руководителей и органов власти, а статьей 35 Конституции Российской Федерации, где установлено: — Право частной собственности охраняется законом.

— Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. — Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного равноценного размещения.

— Право наследования гарантируется.

Следует иметь ввиду что правами на земельный участок обладает не только его собственник, но и пожизненно наследуемый владелец, постоянный (бессрочный) или временный пользователь, арендатор, субарендатор и даже обладатель права на смежный земельный участок, в пользу которого установлен сервитут.

Право на земельный участок должно быть установлено и удостоверено. Исходя из положения градостроительного и земельного законодательства, устанавливающих правовой режим земель (населенных пунктов), можно выделить следующие характерные особенности правового режима названной категории земель: — преимущественное использование этих земель как пространственного базиса для целей застройки, удовлетворения социально – экономических, экологических, санитарно – гигиенических нужд жителей данного поселения.

Исходя из положения градостроительного и земельного законодательства, устанавливающих правовой режим земель (населенных пунктов), можно выделить следующие характерные особенности правового режима названной категории земель: — преимущественное использование этих земель как пространственного базиса для целей застройки, удовлетворения социально – экономических, экологических, санитарно – гигиенических нужд жителей данного поселения. — компактность, наличие общей (единой по своему земельному массиву) территории, которая отграничивается от земельных категорий границей населенного пункта (то есть внешней границей соответствующего поселения). — преобладание в составе земель населенных пунктов государственной собственности.

Значительное место занимают и земли, находящиеся в частной собственности. Особенно это характерно для малых городов, в крупных городах отношение различных видов собственности может быть иным. Управление земель находится в совместной деятельности (в зависимости от категории земель) органов власти Субъектов Федерации, Федеральных органов управления.

Градостроительное планирование развития территории и поселений и их застройки осуществляют посредством разработки документации.

Большое значение среди градостроительной документации имеют: — генеральные схемы расселения на территории Российской Федерации, которыми определяются общие цели федеральной политики в области градостроительства и меры государственной поддержки ее реализации, основные положения развития системы расселения, природопользования и производства, меры по улучшению экологической обстановки в регионах и рациональному использованию земель и наиболее благоприятные территории для развития систем расселения; — консолидированные схемы градостроительного планирования, разрабатываемые для территории двух и более субъектов Российской Федерации или частей их территорий (территории экономических и крупных географических районов), в целях взаимного согласования интересов субъектов Российской Федерации и Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности; — территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территории (ее части) субъектов Российской Федерации; — территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий, сельских округов; — генеральные планы городских и сельских поселений.

Генеральный план – основной градостроительный документ, определяющий условия формирования среды жизнедеятельности, направления и развития городских и сельских поселений. В нем отражено зонирование (зоны различного функционального назначения территории), развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, соотношение застроенной и незастроенной территории городского и сельского поселения, территории резерва для их развития.

А также требования к сохранению объектов историко–культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, обеспечения экологического и санитарного равновесия. При разработке градостроительной документации готовят и схемы зонирования территории населенного пункта, включающие девять зон: 1) жилая зона; 2) общественно – деловая зона; 3) производственная зона; 4) зона инженерной и транспортной инфраструктуры; 5) рекреационная зона; 6) зона особо охраняемых природных территорий; 7) зона специального назначения; 8) зона военных объектов и зона режимных территорий; 9) зона общего пользования. Помимо вышеуказанных зон, в состав категории земель населенных пунктов входят пригородные зоны, в которые включают земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, но составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных населенных пунктов.

Земельный участок расположен в жилой зоне на территории села Большой-Атмас, причем в центральной его части. Что отражается на его использовании и значительно влияет на стоимость этого землепользования. Данный земельный участок, на основании зонирования территории села Большой-Атмас, относится к жилой зоне.

Согласно правовому режиму этой территориальной зоны земельные участки, принадлежащие ей, предназначены для застройки жилыми зданиями. При реконструкции районов с преобладанием сложившейся капитальной жилой застройки следует предусматривать упорядочение планировочной структуры и сети улиц, совершенствование системы общественного обслуживания, озеленения и благоустройство территории, максимальное сохранение своеобразия архитектурного облика жилых и общественных зданий, их модернизацию и капитальный ремонт, реставрацию и приспособление под современное использование памятников истории и культуры.

Согласно разрешенному использованию этого земельного участка, он предназначен для эксплуатации жилыми зданиями и эксплуатация его в других целях будет неправомочна, на нем нельзя строить административные помещения и производственные постройки.

Зонирование территорий населенных пунктов определяет общие предпосылки использования земель в определенных зонах. Но, как известно, после и политических преобразований в России в начале 90-ых годов.

В нашей стране появились различные формы собственности помимо государственной. Представленный земельный участок находится в муниципальной собственности. Согласно этому понятию — «собственность», собственники имеют право пользоваться, распоряжаться и владеть своим земельным участком.

Значит правообладатель земельного участка как юридическое лицо может в соответствии с законами использовать свой участок, то есть непосредственно пользоваться для своих нужд, сдавать в аренду и получать арендную плату, продавать.

Любая деятельность возможна, если она не противоречит правовому использованию данной территориальной зоны и если собственники не нарушают земельного и иного законодательства при эксплуатации своего земельного участка.

Рассматриваемый земельный участок имеет кадастровый номер 55:31:01 11 01:0741. Принадлежит Липской Галине Леонидовне на праве собственности, ограничений и обременений не зарегистрировано.

4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В системе обеспечения охраны труда и безопасности жизнедеятельности основная роль принадлежит нормативно- правовым документам по охране труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются: — Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников; — Государственный контроль за соблюдением требований охраны труда; — Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К правовым нормативным документам относят: — Конституция РФ; Трудовой кодекс РФ; Федеральный закон РФ « о промышленной безопасности ОПО» от 21.07.1997 г.

№ 116- ФЗ; Федеральный закон РФ

« Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

от 24.07.1998 г.

№ 125-ФЗ; — Гост 12.0.004.-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда.

Общие требования. — Гост 12.0.006-2002 Система стандартов безопасности труда.

Общие требования к управлению охраной труда в организации.

— Гост 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда оборудования производственное. Общие требования к безопасности. — Методические пособия по организации проведения инструктажей по охране труда в организации; — Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда.

В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы:

«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

, «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения». Наиболее актуальной для сел является ситуация техногенного характера, к которым относятся большая вероятность возникновения пожаров. Для предотвращения причин пожара в помещениях согласно правилам пожарной безопасности – 01-93(ГШБ-01-93) должны быть предусмотрены средства пожаротушения.

При выполнении камеральных работ предъявляются ряд требований к помещениям. Площадь производственного помещения, приходящаяся на одного человека, должна быть 4, 5 кв.м., а объем – не менее 15 куб.м. Минимальная высота помещения должна соответствовать 3, 2 м.

Входы и выходы устраивают с учетом безопасного передвижения, технологических перемещений и обеспечения пропускной способности в аварийных ситуациях. Нормативы, планировочные и конструктивные решения производственных помещений предусмотрены СНиПом 2.09.03-9(8)5.

Эти требования сводятся к обеспечению здорового и безопасного пребывания в производственных помещениях работающих в течение всего рабочего дня. Главными из них являются защита от метереологических условий, шума и соблюдение норм освещенности.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к системам производственного освещения, следующие: 1) соответствие уровня освещенности рабочих мест характеру выполняемой зрительной работы, согласно санитарным нормам освещенности для определенного вида работ; 2) на рабочих местах, требующих рассмотрение мелких деталей на близком расстоянии, должно быть усиленное освещение; 3) достаточно равномерное распределение яркости на рабочих поверхностях и в окружающем пространстве; 4) разница яркости не должна вызывать ослепления и частой переадаптации; 5) освещенность рабочих поверхностей должна быть равномерной, без резких теней, бликов и блеклостей; 6) направленность излучаемого осветительными приборами светового потока должна быть оптимальной; 7) устройства светильников должно быть удобным, долговечным, экономичным, электробезопасным, пожаробезопасным и простым в эксплуатации. Кроме освещенности на человека неблагоприятно воздействуют шум.

Предельно допустимым уровень шума в помещении должен быть не более 50 дБ.

В соответствии с ГОСТом 12.1.003-83 защита от шума, создаваемого на рабочих местах внутренними источниками, а также шума, проникающего из вне, осуществляется следующими методами: уменьшение шума в источнике, применение средств коллективной и индивидуальной защиты, осуществление рациональной планировки и акустической обработки рабочих помещений.
В соответствии с ГОСТом 12.1.003-83 защита от шума, создаваемого на рабочих местах внутренними источниками, а также шума, проникающего из вне, осуществляется следующими методами: уменьшение шума в источнике, применение средств коллективной и индивидуальной защиты, осуществление рациональной планировки и акустической обработки рабочих помещений.

Микроклиматические условия внутри помещения характеризуются: температурой воздуха, которая должна быть +22 С, +23 С как в холодный, так и в теплый периоды года; влажностью, которая колеблется в пределах от 40% до 60%; скоростью движения воздуха не менее 0.1 м/сек. В целом микроклиматические условия зависят от погодных условий и от производственного процесса. Составной частью вычислительных работ является обработка информации на ПЭВМ.

Для более быстрого рассредоточения сотрудников, при чрезвычайной ситуации на предприятии предусмотрены планы их эвакуации. Для предоставления чрезвычайных ситуаций в виде пожаров на предприятии установлена система пожарной безопасности, установлены пожарные сигнализации во всех помещениях, а также имеются огнетушители, которые проходят ежегодную проверку. При разработке требований безопасности работы на ПЭВМ учтены требования нормативных актов.

Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы СанПин 2.2.2/2.4.1340).

Основные требования безопасности труда заключается в следующем: 1.

К работе с ПЭВМ допускаются лица, обученные работе на них, прошедшие вводный инструктаж (при принятии на работу) и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте; 2. К непосредственной работе с ПЭВМ допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний. 3. Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВИ), должны проходить обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу.

4. Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований. 5. Пользователи ПЭВМ обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

6. Пользователи ПЭВМ обязаны соблюдать режимы труда и отдыха: Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы. Продолжительность непрерывной работы с ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать двух часов. Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно- эмоционального напряжения, утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений для снятия напряжения органов зрения.

Рекомендации к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ: 1) Рабочие места с ПЭВМ по отношению к световым проемам располагаются так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева; 2) Схемы размещения рабочих мест ПЭВМ должны учитывать расстояние между рабочими столами с видеомониторами, которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м.

для снижения воздействия на работающих возможных электромагнитных полей рекомендуется устанавливать между рабочими столами защитные экраны; 3) Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм. С учетом размеров алфавитно- цифровых знаков и символов; 4) Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования. 5) Конструкция рабочего стола должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ.

Помещение с ПЭВМ должно быть оснащены аптечкой первой помощи. 6) Работник обязан немедленно сообщать непосредственному руководителю о случаях травмирования при неисправности оборудования.

7) Работник обязан знать правила оказания первой помощи и оказать ее пострадавшим при несчастных случаях. Главным образом, для повышения работоспособности и сохранения здоровья человека при производстве камеральных работ необходимо руководствоваться правилами по технике безопасности. Выполнение всех требований по охране труда позволит избежать несчастных случаев, общих и профессиональных заболеваний, пожаров и взрывов при работе на ПЭВМ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе дипломной работы был сформирован земельный участок под строительство индивидуального жилого дома в Черлакском районе, село Большой-Атмас.

В дипломе были использованы материалы, которые предназначены для постановки на государственный кадастровый учет. Проведено межевание земельного участка на основе которого был составлен план земельного участка. В процессе дипломной работы был установлен правовой режим земельного участка из которого следует, что данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и находится в муниципальной собственности.
В процессе дипломной работы был установлен правовой режим земельного участка из которого следует, что данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и находится в муниципальной собственности.

В соответствии со статьей 83 Земельного Кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. В дипломной работе также рассмотрены вопросы безопасности жизнедеятельности и охраны труда. БИБЛИОГРАФОЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Артеменко, В.В.

Планировка сельских населенных мест /В.В. Артеменко, В.П. Басков, А.В. Севостьянов. – М.: Колос, 1997. – 272с. 2.

Благоустройство населенных мест /В.А.

Литовченко// Проблемы экологии на территориях переуплотненной застройки. – 2003. — №3. – С.33-36. 3. Варламов А.А.

Земельный кадастр: В 6Т. Т2 Управление земельными ресурсами. – М.: КолосС, 2004. – 528с. 4.

Земельный кодекс Российской Федерации – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002.

– 96с. 5. Зонирование территорий в концепции сбалансированного и устойчивого развития поселений региона/А.А.

Мурашова, П.А. Лепекин// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель – 2006. — №6. – С.24 – 28. 6. Инструкция по межеванию земель от 8 апреля 1996 г.

– Консультант плюс 7. Королева Н.А. Правовые основы безопасности жизнедеятельности. : Методические рекомендации /Н.А.

Королева, Т.М. Николаенко, А.М.

Тетерева – Омск: Из-во ОмГАУ, 2004. – 78с. 8. Кончуков, Н.П. Планировка сельских населенных мест / Н.П. Кончуков. – М.: Высшая школа, 1979.

– 247с. 9. Михайлов, Н.Н. Планировка поселений / Н.Н. Михайлов, И.В. Цыпленкова. – Омск: Из-во ФГОУВПО ОмГАУ, 2005. – 132с. 10. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним: Федер.

закон от 21 июля 1997г. №76 – ФЗ// Сбор. законодательства Рос. Федерации. – 2001. — №26. – С.5037-5039.

11. Оформление права собственности на земельные участки: Федер.

закон от 5 марта 2001 г. №20 – ФЗ// Сбор. законодательства Рос. Федерации. – 2001. — №26. – С.4037-4039.

12. О землеустройстве: Федер.

закон от 18 июля 2005 г. №78 – ФЗ// Консультант плюс.

13. Оценка недвижимости: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2005.

– 496с. 14. Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка: Приказ от 11 августа 2006 г.

№93// Консультант плюс. 15. Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет: Приказ от 2 октября 2002 г. №327// Консультант плюс. 16. Об охране окружающей природной среды: Федер. закон от 19 мая 1991г. №2060-1 – ФЗ// Консультант плюс.

17. Об охране атмосферного воздуха: Федер.

закон 4 мая 1999 г. №96 – ФЗ// Консультант плюс. 18. Об отходах производства и потребления: Федер.

закон от 24 августа 1998 г №89 – ФЗ// Консультант плюс.

19. Оленев К.Я. Установление и восстановление границ при землеустройстве: Лекция – 2-е изд., стериотип./ Ом ГАУ – Омск, 1996. – 28 с. 20. О федеральной целевой программе «Развития земельной реформы в Российской Федерации (1999 – 2002 годы): Постановление Правительства РФ// Сбор. законодательства Рос. Федерации.

– 2000. — №16. – С.3678-3683.

21. О государственном кадастре недвижимости: Федер.

закон от 24 июля 2007 г. №221 –ФЗ// Консультант плюс. 22. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан: Федер. закон от 22 июля 1993 г. №5487-1 – ФЗ// Консультант плюс.

23. О разграничении государственной собственности на землю: Федер. закон от 17 июля 2001 г. №101 – ФЗ// Сборник законодательства РФ с.34.

24. О порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений: Федер. закон от 2 февраля 1996 г. №1051 – ФЗ// Сборник законодательства РФ с.85. 25. Подковырова М.А. Лондшафтно-экологические положения организации использования земель поселений: диссертация/Подковырова Марина Анатольевна.

– Омск, 2006. – 56с. 26. Рынок нкдвижимости: газета (под ред.

Ю.Б. Полякова) – Омск: Из-во ОО «Омск-ЭКСПО», 2007. – с.274. 27. СНиП 11-40-80. – Допустимые уровни вибрации в жилых зданиях. 28. СНиП 2.07.01-89. – Планировка и застройка городских и сельских поселений.

29. СНиП 2.01.02-85. – Противопожарные нормы. 30 СанПиН 6229-91. Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно-допустимых количеств (ОДК) химических веществ в почве.

31. Учет земельных участков, находящихся в обороте/Е.М. Чибис// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель – 2006. — №6. – С.45-47. 32. Чешев, А.С.

Основы землепользования и землеустройства / А.С. Чешев, В.Ф. Вальков. – М.: Агропромиздат, 2002 г.

– 327с. 33. Шкатулла В.И. Правоведение [и др.]. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

– 464с. 34. Экономический механизм управления земельными ресурсами сверхкрупных городов /Е.А. Варламова// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель.

– 2006. — №6. – С.42-44. 4 : дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни. : Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого. : Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰). 

Статус земельного участка

Поэтому, если на кадастровом учете стоит земельный участок со статусом «временный», процедуру его оформления необходимо продолжить, а именно зарегистрировать права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). В противном случае, по истечении 5 лет земельный участок автоматически снимается с кадастрового учета и приобретает статус «аннулированный».

После чего весь процесс по его постановке на кадастровый учет придется начинать заново. Итак, «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «аннулированный» в случае: — истечения срока действия «временного» статуса сведений ГКН и не поступления в течение указанного срока документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости или ограничений (обременении) прав на него; — представления в орган кадастрового учета собственником объекта недвижимости заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости, сведения ГКН о котором имеют «временный» статус.

«Временный» статус кадастровых сведений изменяется на «учтенный» с момента государственной регистрации права на образованный объект недвижимости либо с момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. «Ранее учтенные» земельные участки – это земельные участки, на которые возникли и не прекращены права (собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, право аренды) до 1 марта 2008 года. Если участок не проходил процедуру кадастровых работ (межевания), то в ГКН земельный участок будет учтен без границ.

Для внесения сведений о границах необходимо провести кадастровые работы в отношении ранее учтенного земельного участка.

В отношении преобразуемых объектов недвижимости «учтенный» либо «ранее учтенный» статус кадастровых сведений в предусмотренных законом случаях изменяется на «архивный» без заявления при государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости либо, если такими объектами недвижимости являются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности до ее разграничения, государственной регистрации аренды хотя бы на один из образованных из таких земельных участков земельный участок.

Как проверить статус земельного участка?

узнать несложно. Существует публичная кадастровая карта, которую можно найти посредством официального портала Росреестра https://rosreestr.ru. В ней содержится вся информация о земельных участках, содержащихся в ГКН. А также можно воспользоваться сервисом

«Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»

на официальном портале Росреестра https://rosreestr.ru/wps/portal/online_reque.

————

Классификация земельных участков в зависимости от целевого назначения

Действующее законодательство Российской Федерации условно подразделяет все учтенные земельные участки на несколько категорий, в зависимости от сферы из целевого использования.Так, можно выделить следующие виды:

  1. Участки, имеющие статус особо охраняемых.
  2. Земли запасного фонда. На таких объектах земельного фонда запрещена какая-либо хозяйственная деятельность, в том числе и государственных предприятий.
  3. Земельные участки населенных пунктов.
  4. Земельные участки для объектов промышленного сектора.
  5. Участки сельскохозяйственного сектора/назначения.
  6. Земли, относящиеся к фонду лесного хозяйства.
  7. Относящиеся к водному фонду.

При распределении земельных участков на перечисленные категории законодатель преследовал цель исключения нецелевого использования участков, сохранения изначальных природных свойств земли и ее первоначальные характеристики.Каждая из вышеперечисленных групп имеет достаточно большое количество подкатегорий. Детального и более подробного изучения требуют лишь наиболее распространенные и востребованные среди операций между физическими и юридическими лицами такие категории земель, как объекты земельного фонда городов, поселков и других населенных пунктов, а также земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Путем личного обращения

Для уточнения информации о ЗУ обращаются в службу, занимающуюся регистрацией, кадастрами и картографией. Ответ на запрос придёт в течение 5 дней в письменной форме или по электронной почте, например.

Вышеуказанный вариант даёт возможность узнать подробную информацию относительно статуса надела земли. После получения сведений их сравнивают с данными, которые зафиксированы в документации, представленной продавцом.

Если есть расхождения – стоит насторожиться. Таким образом, чтобы проверить статус земельного участка перед покупкой, можно воспользоваться электронной кадастровой картой, если известен номер УЗ.

Самым действенным способом получения точной информации является личное обращение в федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Чем грозит использование земельных участков не по назначению?

Об этом рассказала старший специалист 3 разряда отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области Екатерина Искоренко.

Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики земельных участков отражаются в Едином государственном реестре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Вся земля в границах РФ распределена между категориями в зависимости от целевого назначения участков.

Установленная категория земель дает возможность правообладателю выбрать один или несколько видов разрешенного использования – для этого применяется единый федеральный классификатор.

Статьей 7 Земельного кодекса РФ зафиксированы 7 категорий земель, соответствующих различным целям назначения: участки сельхозназначения; территории населенных пунктов; земли, предназначенные для размещения объектов промышленности, связи, энергетики и других направлений деятельности спец.назначения; участки охраняемых территорий; земли, отнесенные к лесному фонду; участки водного фонда; земли, отнесенные к фонду запаса. Присвоение участку определенной категории, а также его перевод из одной категории в другую осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня. Нецелевое использование земельного участка влечет наложение штрафа, досрочное прекращение прав на землю и изъятие надела либо обязанность компенсировать ущерб, причиненный почвенному слою.

Правовой режим разрешенной эксплуатации участков регламентируется нормативными актами и подразумевает разграничение по категориям. Нецелевая эксплуатация земельных наделов создает угрозу для качественных характеристик почвенного слоя, который является невозобновляемым природным ресурсом.

Поэтому каждый случай нарушения правового режима эксплуатации земельного надела будет выявляться государственными и муниципальными ведомствами, а правонарушитель будет привлечен к санкциям по ст. 8.8 КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при возбуждении административного дела по указанной статье: — в качестве нарушителя могут привлекать граждане, должностные лица или предприятия, владеющие участками на праве собственности или ином основании; — для назначения наказания не имеет значения, наступили ли негативные последствия – санкции последуют за сам факт нецелевого использования; — санкции назначаются за эксплуатацию надела с нарушением категории или вида разрешенного использования. Куда жаловаться, если владелец смежного участка систематически использует землю вопреки разрешенному виду пользования или закрепленной категории?

Граждане могут обращаться непосредственно в местные органы власти, в прокуратуру или к государственным земельным инспекторам. Основанием для обращения являются любые факты нецелевого использования – возведение промышленного объекта на землях ИЖС, строительство потенциально опасного объекта на участке сельхозназначения. Штрафы Единственным видом санкций по ст.

8.8 КоАП РФ является штраф – его размер будет определен исходя из показателя кадастровой стоимости объекта либо в фиксированной денежной сумме (если кадастровая стоимость отсутствует в ЕГРН). Например, по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ для частных лиц штраф составит от 0,5 до 1 % от кадастровой стоимости земли (но не менее 10 тысяч рублей), либо от 10 до 20 тысяч рублей (если кадастровая стоимость не определена).

Помимо общих оснований для административного наказания, более жесткие санкции последуют при следующих обстоятельствах: — по части 2 ст. 8.8 КоАП РФ – существенное увеличение штрафных санкций связано с нецелевой эксплуатацией надела сельхозназначения; — по части 1 ст.

8.8 КоАП РФ – самостоятельным видом ответственности выступает неиспользование земли сельхоз.назначения в течение одного года с момента возникновения права собственности, если участок был приобретен на публичных торгах после изъятия у предыдущего владельца; — неиспользование участка, выделенного под ИЖС, строительство иных объектов, для огородничества, садоводства – если в нормативных актах установлен срок, когда владелец обязан приступить к эксплуатации участка.

Административные дела за указанные правонарушения могут возбуждаться по инициативе прокуратуры, а также органов и должностных лиц государственного земельного надзора. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое заинтересованное лицо, либо такие случаи выявляются государственными и муниципальными ведомствами. Еще до передачи административного материала в суд в адрес собственника или владельца земельного надела направляется требование о прекращении противоправных действий.

В этом документе указывается на возможность назначения административных санкций, а также на изъятие участка, используемого с нарушением категории или вида разрешенного пользования. Изъятие участка Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка.

Оно может последовать, если собственник или владелец земли не выполнили требование (предписание) уполномоченных государственных и муниципальных ведомств о прекращении нарушения. Основания для изъятия земельного надела указаны в ГК РФ и ЗК РФ: — у собственника земля может изыматься при неиспользовании участка сельхоз.назначения или ИЖС в течение трех лет либо при нецелевом использовании любых категорий земель; — за нецелевое использование участок может принудительно изыматься у владельца на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения; — если земля выделялась на праве аренды, нецелевое использование может повлечь принудительное расторжение договора и изъятие арендованного надела. Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности.

Следовательно, порядок применения указанной меры воздействия будет состоять из следующих этапов: — выявление факта нецелевого использования – проверка органами прокуратуры или земельного надзора обращения граждан или муниципальных учреждений; — направление в адрес собственника или владельца требования о прекращении противоправных действий иди бездействия; — оформление процессуального протокола за нарушение, предусмотренное в ст. 8.8 КоАП РФ; — рассмотрение дела в суде и вынесение постановления о наложении штрафа; — если нецелевое использование или иное нарушение правового режима земель продолжается, в адрес владельца или собственника направляется письменное требование о предстоящем изъятии участка; — если собственник согласен с изъятием, назначаются публичные торги для определения выкупной цены участка; — при несогласии собственника с предъявленным требованием, изъятие участка происходит через судебные инстанции по иску уполномоченного органа.

Если субъект владеет участком не на праве собственности, он не сможет рассчитывать на выплату выкупной цены за принудительное изъятие.

Собственнику гарантирована компенсация за изымаемый участок, однако из выкупной цены будут удержаны расходы на восстановление качественных характеристик земли.

Одновременно с изъятием участка может происходить повторное применение мер воздействия по КоАП РФ – данная санкция применяется за каждый выявленный факт правонарушения. Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеочередных проверок земельного фонда, при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц. Направление органов земнадзора требования о прекращении нецелевого использования не означает, что участок будет изъят у владельца.

Указанное требование может быть обжаловано, либо владелец участка может оспорить постановление о привлечении к административной ответственности. Екатерина Искоренко, старший специалист 3 разряда отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области.

Временный

Участки, сведения о которых поданы в государственный реестр, но процедура оформления прав на них ещё не закончена, приобретают временный статус.

Когда в течение определенного законодательством времени владельцем будет предоставлены данные, подтверждающие получение участка в собственность (аренду), либо права на землю так и останутся неоформленными, статус территории изменится.Договора аренды, подписанные на бессрочное время или на срок меньше года, не подлежат учёту в регистрационных органах, поэтому их заключение не приводит к смене статуса участка.Если работы по установлению границ участка не проводились, он также будет иметь временный статус. в этом случае заказываются и оплачиваются собственником.Временно удостоверенными числятся принадлежащие государству участки, переданные в аренду на определенный срок.

Продажа таких земель частными лицами (арендаторами) может иметь неприятные последствия для обеих сторон, заключивших сделку.

Правовой статус земельного участка

Самый простой способ проверить право продавца на отчуждение земельного участка – получить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. Заказать выписку вы можете:

  1. в МФЦ.
  2. на портале госуслуг;
  3. на официальном сайте Росреестра;
  4. в отделении Росреестра;

Обратите внимание!

Свидетельство о государственной регистрации права собственности не является правоустанавливающим документом на объект недвижимости. Нередки случаи, когда регистрирующий орган выдает свидетельство новому собственнику и не изымает свидетельства у прежнего владельца. Поэтому до заключения сделки необходимо получить актуальную выписку, в которой содержится информация:

  1. о документах, на основании которых возникло право (договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве на наследство, акт приема-передачи участка в уставный капитал, акты судебных инстанций и другие документы);
  2. о земельном участке;
  3. о правообладателе;
  4. о существующих обременениях (аренда, сервитут, залог).

Вам, как будущему собственнику, для оценки юридической чистоты следует провести правовую экспертизу указанных документов.

В настоящее время, наравне с получением выписки из ЕГРН, существует возможность дополнительно заказать выписку о переходе прав в отношении земельного участка. При ее анализе может выясниться, к примеру, что участок являлся предметом сделок более десяти раз за год, а это определенно должно насторожить.Кроме того, в некоторых случаях может потребоваться согласие лица, в пользу которого обременен земельный участок (например, залогодержателя).

Если же право собственности на земельный участок было приобретено в период, когда его зарегистрированный собственник состоял в браке, то для сделки купли-продажи необходимо нотариально заверенное согласие его супруга/супруги.Если собственником земельного участка является юридическое лицо, нужно удостовериться в полномочиях лица, которое будет подписывать договор.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+