Бесплатная горячая линия

8 800 301 63 12
Главная - Другое - Ответственность за внесение в рнп

Ответственность за внесение в рнп

Что делать, чтобы не попасть в РНП или выйти из реестра?


Первое, что стоит сделать – это юридически грамотно вести себя при заключении контракта и при его исполнении. Если вам не хватает познаний в юридических тонкостях государственных закупок по 44-ФЗ, то целесообразно обратиться за помощью к юристу по госзакупкам в Санкт-Петербурге – позвоните по телефону +7 (812) 409-49-30 или напишите на электронную почту Нередко незнание правовых основ может привести к включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Пример. Победитель аукциона должен был подписать проект контракта, но хотел согласовать с заказчиком изменение цены контракта и направил ему протокол разногласий. Но так, как участник закупки не разобрался в том, что собой представляет протокол разногласий к контракту, а содержание его протокола больше походило на отказ от заключения контракта. Так расценил данный документ заказчик и направил в ФАС документы для включения участника закупки в РНП.

Антимонопольный орган поддержал позицию госзаказчика и включил участника закупки в РНП. Не молчите, если объективные причины или действия заказчика не дают вам в полной мере исполнять свои обязательства по контракту или по его заключению. Сообщайте об этом в письменной форме заказчику.

Например, технические проблемы (отсутствие электроэнергии на рабочем месте или проблемы с компьютером) не дают вам возможности в сроки, установленные законом, направить подписанный проект контракта заказчику.

В этой ситуации постарайтесь предоставить письмо об этом заказчику.

Также не забудьте собрать письменные доказательства наличия технических неисправностей или других объективных причин, которые не позволили вам в законные сроки подписать контракт. Если какие-либо действия (бездействие) заказчика не позволяют вам исполнять свои обязанности по контракту, например, заказчик не оформляет пропуска для ваших сотрудников, чтобы они могли попасть на объект для проведения работ.
Если какие-либо действия (бездействие) заказчика не позволяют вам исполнять свои обязанности по контракту, например, заказчик не оформляет пропуска для ваших сотрудников, чтобы они могли попасть на объект для проведения работ.

Об этом также необходимо уведомить заказчика, указав, что данное бездействие не позволяет вам выполнить работы. Если же заказчик уже расторг с вами контракт или признал вас уклонившимся от заключения контракта и направил документы в ФАС, то тоже не стоит полагаться на то, что антимонопольный орган во всем разберется. Согласно п. 12 Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062) представитель поставщика (подрядчика, исполнителя), сведения о котором хотят включить в РНП, имеет право присутствовать на заседании ФАС и представлять свои возражения по данному вопросу.

Антимонопольный орган будет проверять факты, изложенные в документах заказчика, поэтому участнику закупки или поставщику важно донести до ФАС свое видение ситуации, представить доказательства в свою защиту.

Стоит отметить, что не во всех случаях у поставщика есть возможность на заседании ФАС отстоять свою позицию. Это возможно только если основанием для включения в РНП послужили документы от заказчика в связи с признанием участника закупки, уклонившимся от заключения контракта, или односторонним отказа заказчика от исполнения контракта.

Если же контракт с вами был расторгнут по решению суда, то ФАС проверять ничего не будет и, соответственно, возразить что-то не будет возможности.

Такая позиция отражена в п. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016). Принятое решение ФАС о включении компании или предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков может быть обжаловано в суде (ч.

11 ст. 104 ФЗ-44).

Выводы

  1. Не замалчивайте проблемы, сообщайте о них заказчику, уточняя, что вы намерены заключить контракт. У заказчиков есть инструменты для того, чтобы продлить срок подписания контракта.
  2. Если хотите заключить контракт, а что-то этому мешает, собирайте доказательства этого.
  3. Дела о включении в РНП рассматривают ФАС. Если докажете, что намеревались заключить контракт, вы не попадете в РНП.
  4. Чтобы избежать таких ситуаций, заранее просчитывайте риски. Запросите лимит банковской гарантии, не откладывайте подписание контракта на последние несколько часов.
  5. Заказчик обязан передать сведения в ФАС, если участник нарушил 44-ФЗ. Но большинство из них заинтересованы заключить контракт, а не проводить закупку заново.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят

Как сведения попадают в Реестр

Процесс включения в РНП таков:

  • ФАС рассматривает документы и решает, включать ли поставщика в РПН.
  • Заказчик передает сведения о поставщике.
  • Поставщик (при желании) обжалует решение антимонопольного органа в суде.

Заказчик передает сведения. Нужно понимать, что при наступлении соответствующих обстоятельств заказчик обязан направить сведения о поставщике в РНП — он это делает не по своей воле. На это дается 3 рабочих дня, в противном случае к заказчику будут применены меры административной ответственности.ФАС рассматривает дело.

На это антимонопольному органу отводится 10 дней. Поставщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения и защищаться.

К этому придется подготовиться:

  • Подготовить аргументы для убеждения комиссии ФАС в желании исполнить контракт и своей добросовестности.
  • Собрать документы и сведения, подтверждающие неумышленный характер нарушения. Например, скрины обращения в службу поддержки ЭТП или к интернет-провайдеру по поводу технических неполадок.
  • Оформить возражение на жалобу и перечислить в нем все указанные выше обстоятельства.
  • Собрать доказательства того, что было предпринято все возможное, чтобы подписать контракт (например, обращение в банк или к брокеру за гарантией) или исполнить обязательства.

Орган ФАС рассмотрит причины нарушения и решит, были ли они уважительными. В зависимости от этого поставщика внесут или не внесут в РНП.Важный нюанс!

Каждый территориальный орган антимонопольной службы принимает решения самостоятельно.

И зачастую в одинаковых ситуациях одни УФАС включают поставщиков в РНП, а другие — нет. Поэтому деление причин на уважительные и неуважительный очень условно.

Лучше всего ориентироваться на решения, принятые УФАС по месту нахождения заказчика.В практике есть примеры таких уважительных причин:

  1. письмо с уведомлением о получении контракта попало в папку «Спам»;
  2. вышел из строя компьютер, с которого должен быть подписан контракт;
  3. на ЭТП произошел сбой.

А вот эти причины не были признаны уважительными:

  1. у поставщика менялся директор;
  2. в офисе не было интернета.
  3. победитель закупки был госпитализирован;

Важно! Поставщик должен быть извещен о том, где и когда будет рассматриваться его дело о включении в РНП. Если он не уведомлен, заседание должно быть перенесено.

Явиться ли на рассмотрение или нет — это решает сам поставщик.

Если он проигнорирует заседание, дело рассмотрят без него.В случае вынесения ФАС решения в пользу поставщика контракт будет заключен. В противном случае сведения о компании или ИП в течение 3 рабочих дней будут внесены в РНП.Обжалование в суде. Обращаться ли в суд для обжалования, решает поставщик.

Стоит учесть, что при наличии формальных оснований есть неплохие шансы на победу. Под формальными основаниями понимается, например, неперечисление обеспечения в срок из-за длительных праздничных дней, в течение которых банк не осуществлял операции.При неблагоприятном исходе участник закупки попадает в РНП на 2 года.

Контракты при этом заключать он не сможет.

Что происходит, если поставщика не включили в РНП

Если заказчик при расторжении контракта нарушил ч. 8, 9 ст. 95 44-ФЗ, то ФАС усматривает признаки состава административного правонарушения по ч.

6 ст. 7.32 КоАП. Напомним, санкции по этой статье для должностных лиц — 50 000 рублей. Что касается юрлиц, то они заплатят 200 000 рублей. Кроме того, в таких случаях материалы дела отправляются в органы государственного контроля для проведения проверки.

Перечень документов и сроки передачи информации

При отправке сведений о поставщике для включения их в реестр заказчику нужно учитывать комплект документов, которые он передает в реестр, и сроки для передачи.

Нарушение комплектности сведений и сроков передачи информации приравнивается к неисполнению заказчиком своих обязанностей о включении информации в РНП.Перечень документов и сроков будет отличаться в зависимости от основания включения сведений о компании в реестр.

Если таким основанием является уклонение победителя закупки от подписания контракта (наиболее распространённая причина передачи сведений в реестр), то в ФАС передаются такие сведения:

  • Выписка из протокола рассмотрения и оценки на участие.
  • Прочие документы, которые подтверждают уклонение от подписания контракта.
  • ФИО, ИНН или аналог (для иностранных граждан) в отношении физлиц.
  • Дата проведения электронного аукциона, подведения итогов конкурса, запроса предложений и котировок.
  • Наименование компании-учредителя и ее ИНН или ФИО учредителей компании, членов исполнительного органа юрлиц.
  • Наименование компании, ее местонахождение, ИНН или его аналог в отношении юрлиц.

При уклонении победителя закупки от подписания контракта сведения о нем передаются в РНП в течение 3 рабочих дней после уклонения победителя от подписания контракта, согласно ч. 4 ст. 104 44-ФЗ.Если от подписания контракта уклонился единственный поставщик, то, помимо общих сведений о компании и ее учредителе, в реестр передаются следующие данные:

  • Протокол рассмотрения заявок на участие, где указано решение о признании закупки несостоявшейся и подписании контракта с единственным поставщиком.
  • Прочие документы, свидетельствующие об отказе подписывать контракт единственным поставщиком.
  • Дата признания закупки несостоявшейся.

В указанном случае сведения об уклонившемся единственном поставщике передаются для включения в реестр в течение 3 дней после истечения сроков для подписания контракта (по ч. 5 ст. 104 44-ФЗ).В случае расторжения контракта в одностороннем порядке и по решению суда заказчик передает в ФАС следующую информацию:

  • Дата заключения или исполненного ненадлежащим образом контракта.
  • закупки (начиная с 2017 года).
  • Копия судебного решения.
  • Копия решения об одностороннем расторжении с обоснованием причин.
  • Объект закупки, цена контракта и сроки его исполнения.

Сведения передаются в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта (по ч.

6 ст. 104 44-ФЗ).

Основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков

Как в корпоративном, так и в государственном секторе эти основания схожи.

Согласно основаниями для включения сведений об участнике закупки (поставщике) в РНП являются:

  1. односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
  2. уклонение участника закупки от заключения контракта;
  3. расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий контракта;

Если для 223-ФЗ основанием для включения в РНП является расторжение договора по решению суда, в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора, то в 44-ФЗ, помимо расторжения договора по решению суда, введен новый инструмент, защищающий права заказчика, — это возможность одностороннего расторжения договора по инициативе заказчика, если участником закупочной процедуры не исполняются либо ненадлежащим образом исполняются обязательства по договору.

Поиск государственных и коммерческих закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ на 86 площадках Случаи расторжения договора по соглашению сторон, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ, не являются основанием для включения в реестр. Если заказчик расторгнул договор по соглашению сторон или договор расторгнут по инициативе поставщика в рамках 44-ФЗ, сведения о таком поставщике в реестр не вносятся.

Если заказчик расторгнул договор по соглашению сторон или договор расторгнут по инициативе поставщика в рамках 44-ФЗ, сведения о таком поставщике в реестр не вносятся.

Если стороны договорились и не имеют никаких претензий друг к другу, то признаков недобросовестности и злого умысла в действиях поставщика быть не может.

Следовательно, не может быть и оснований для внесения в РНП. Нельзя также включать в реестр недобросовестных поставщиков, если договор расторгнут в рамках споров в Третейском суде. В данном случае для включения в реестр (как в рамках 223-ФЗ, так и в рамках 44-ФЗ) необходимо решение арбитража.

Заказчик не обязан направлять сведения в РНП, если от заключения контракта уклонился участник, заявке или предложению которого присвоен второй номер (, Письмо ФАС России от 08.12.2014 N АЦ/50130/14). В силу самого 44-ФЗ в ряде случаев лица, занявшие второе место, просто освобождены от обязанности по заключения договора.

А если нет обязанности, то нет и возможности вменения санкций за незаключение договора.

Основания внесения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков

Автор: Елена Панова Дата: 23.04.2019 Реестр недобросовестных поставщиков (далее также РНП) — это общедоступная информация, размещенная в единой информационной системе (далее также ЕИС), об участниках закупок, признанных недобросовестными из-за уклонения от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов1.

Другими словами, это специальная реестровая база, в которую включаются сведения обо всех поставщиках (подрядчиках, исполнителях) по контрактам, которые по каким-то причинам, не всегда объективным, не исполняют в должной мере взятые на себя обязательства по подписанному государственному контракту.

При этом, под ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств следует понимать и отказ победителя от подписания контракта. Уполномочен на ведение РНП орган, осуществляющий контроль в сфере закупок, Федеральная антимонопольная служба. Следует заметить, что реестр недобросовестных поставщиков распространяется как на участников закупок по 44-ФЗ, так и на участников закупок по .

Осуществляя закупку по 223-ФЗ, заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки как в реестре, предусмотренным 44-ФЗ, так и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном в 223-ФЗ. Отметим, что на практике, как правило, заказчики по 223-ФЗ устанавливают требования об отсутствии сведений об участнике закупке в обоих реестрах. То есть даже если участник закупки по 223-ФЗ числится только в реестре по 44-ФЗ, то его заявка на участие в закупке по 223-ФЗ может быть автоматически отклонена.

Включение в Реестр недобросовестных поставщиков — это мера воздействия, которая используется государственным или муниципальным заказчиком для того, чтобы простимулировать поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту полностью реализовать взятые на себя обязательства.

К сожалению, данный механизм может быть также использован заказчиком, чтоб избавиться от нежелательного поставщика (подрядчика, исполнителя) по контракту в случае неожиданного выигрыша не «своего» победителя закупки.

Остановимся подробнее на каждом основании включения информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков. 1. Уклонение участника закупки от заключения контракта при его подписании победителем закупки.

В данном случае причин не подписания проекта контракта со стороны участника закупки может быть, как минимум две. Первая причина, не успел оформить обеспечение исполнения контракта, и прикреплять в графе «обеспечение исполнения контракта» на просто нечего. На практике сложность возникает тогда, когда сумма заключаемого контракта значительна (более одного миллиона рублей) и обеспечение исполнения контракта не выгодно реализовывать платежным поручением, то есть обеспечивать деньгами.

Поэтому участники закупки при обеспечении исполнения контракта пользуются механизмом получения банковских гарантий. В этом случае есть риски затягивания срока получения банковской гарантии, как по вине поставщика, который поздно обратился в банк для рассмотрения получения банковской гарантии, так и по вине банка, который затянул выдачу банковской гарантии.

Чтобы справиться с этими рисками законодатель дает поставщику право на протокол разногласий, но с 01.01.2019 такое право можно использовать только один раз. За то у победителя закупки появляется еще шесть дней для прикрепления обеспечения исполнения по контракту (три дня на рассмотрение протокола разногласий заказчиком и три дня на подписание проекта контракта)2. Именно в это время участнику закупки необходимо согласовать с заказчиком проект банковской гарантии, несогласование которого может привести к включению поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков.

Важно очень внимательно соблюдать требования к условиям банковской гарантии и перечислению денег на счет заказчика.

Несоответствие этим требованиям — формальный повод включить участника закупки в РНП. Также участнику следует не забывать про антидемпинговые меры, и, если при торге в процессе электронного аукциона либо при указании цены в предложении участника в открытом конкурсе в электронной форме, цена была снижена на 25% и более, стоимость обеспечения исполнения контракта вырастает в полтора раза и возникает необходимость подтверждения добросовестности участника закупки.

Что в свою очередь увеличивает время рассмотрения банками заявки участника закупки на выдачу банковской гарантии. Причиной не заключения контракта могут быть также формальные неточности, допущенные при подготовке и получении обеспечения исполнения контракта в виде банковской гарантии. Ошибку может допустить как участник закупки, не согласовав предварительно с заказчиком проект банковской гарантии, так и банк, например, указав в банковской гарантии срок меньше положенного, допустить ошибку в сумме (сумма гарантии может быть больше назначенной, но меньше — нет) и т.д.

Второй причиной уклонения участника закупки от заключения контракта является человеческий фактор, когда само подписание контракта на электронной площадке не выполнено технически, то есть не нажата в отведенные электронной площадкой сроки кнопка «подписать контракт» уполномоченным специалистом на подписание контракта электронной цифровой подписью со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).

Причины, по которым победитель закупки не намеренно пропускает срок подписания контракта, могут быть различны. Например, заболел специалист тендерного отдела, который вел закупку, или забыли продлить срок действия сертификата электронной подписи.

Если же срок подписания контракта был упущен, и уже невозможно опубликовать протокол разногласий, то участнику закупки необходимо предпринять ряд действий, которые в дальнейшем можно будет расценивать как добросовестное поведение участника закупки с целью подписания контракта. Эти действия могут быть следующими.

Связавшись с заказчиком, участнику закупки необходимо направить письмо в адрес заказчика с указанием предмета контракта и согласия заключить данный контракт на основании протокола подведения итогов закупки.

У заказчика есть возможность заново сделать активной карточку контракта для подписания участником закупки или вывесить протокол разногласий, тем самым увеличив срок подписания и дав возможность опоздавшему участнику подписать контракт. Всё это заказчик вправе сделать добровольно, если он готов заключить контракт с участником закупки, подавшим лучшее ценовое предложение по контракту.
Всё это заказчик вправе сделать добровольно, если он готов заключить контракт с участником закупки, подавшим лучшее ценовое предложение по контракту.

Примером действий, подтверждающих добросовестность участника закупки, при уклонении от подписания контракта, может быть решение Управления федеральной антимонопольной службы (далее также УФАС) по городу Москва № 2-19-621/77-18, связанное с допущенной ошибкой в сроке действия банковской гарантии (он был меньше требуемого), представленной в качестве обеспечения исполнения контракта на электронной площадке при подписании проекта контракта участником закупки. В данном решении УФАС участник не был внесен в реестр недобросовестных поставщиков, т.к. в процессе заседания комиссия выявила действия со стороны участника закупки, направленные на заключение контракта.

Они заключались в том, что участник закупки представил на заседание УФАС банковскую гарантию с корректным сроком действия, тем самым подтвердив свое намерение заключить с данным Заказчиком контракт и свою добросовестность3. 2. Контракт расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта из-за существенных нарушений поставщиком условий контракта4. Следующее основание внесения поставщика (подрядчика, исполнителя) в РНП — односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта.

Согласно п. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В рамках контрактов, заключаемых по итогам проведения торгов по Закону о контрактной системе, чаще всего устанавливаются следующие основания для расторжения контракта в одностороннем порядке:

  1. выполнение работ ненадлежащего качества, если недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
  2. если отступления в выполнении работ от условия контракта или иные результаты выполненных работ в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
  3. неоднократное (от двух и более раз) нарушение сроков и объемов выполнения работ, предусмотренных контрактом, включая график выполнения работ (календарный план);
  4. подрядчик не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом, или нарушает график выполнения работ, предусмотренный контрактом, или выполняет работы так, что окончание их выполнения к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможным, либо в ходе выполнения работ стало очевидно, что они не будут выполнены надлежащим образом в установленный срок;
  5. в случае если подрядчик отказывается от согласования новых условий контракта при наступлении обстоятельств, установленных законодательством или контрактом.
  6. если в ходе исполнения контракта установлено, что подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам данной закупки, или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем по результатам проведения данной закупки;
  7. в случае, если по результатам экспертизы выполненных работ с привлечением экспертов, экспертных организаций, в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта;

На сегодняшний день, участились случаи злоупотребления государственными заказчиками, предоставленной им Федеральным законом № 44-ФЗ возможности одностороннего расторжения контрактов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Это связано прежде всего с лоббированием интересов «своих» поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при исполнении контракта.

Механизм очень прост. Предположим контракт по итогам аукциона выигрывает неизвестный заказчику участник, и после подписания контракта обеими сторонами, заказчик начинает всячески противодействовать поставке товара (исполнению услуг, выполнению работ).

При этом законодатель дает заказчику «все карты в руки» для подобных действий.

Это может начаться с затягивания сроков, установленных контрактом, нарушения сроков отдельных этапов, если они предусмотрены контрактом, вплоть до отказа в допуске на объект при исполнении услуг либо выполнении работ и просрочки приемки товаров. При ознакомлении с проектом контракта участнику закупки следует внимательно читать обязанности по контракту со стороны Заказчика.

При ознакомлении с проектом контракта участнику закупки следует внимательно читать обязанности по контракту со стороны Заказчика. Чаще всего указаны лишь обязательства по оплате фактически поставленных товаров (исполненных услуг, выполненных работ).

Но кроме этого заказчик должен предусмотреть обязанность создать необходимые условия для выполнения работ (оказания услуг), своевременно предоставить оборудование, если оказываются услуги по обслуживанию оборудования, не препятствовать оказанию услуг (выполнению работ). На практике встречается обратное, так как у заказчика есть достаточно механизмов для усложнения исполнения контракта «нежелательным» поставщиком (исполнителем, подрядчиком).

В пример можно привести решение УФАС по Калужской области от 14.12.2018 № 02/2210 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта. В процессе разбирательства в УФАС по делу было выявлено несоответствие объемов фактических работ с объемами, предусмотренными локально-сметным расчетом документации заказчика. При этом заказчик не обеспечил строительный и авторский надзор на строительном объекте контракта.

Подрядчик, обосновав допущенные нарушения со стороны заказчика, не был внесен в реестр недобросовестных поставщиков5.

К приведенному примеру следует упомянуть норму гражданского законодательства что при исполнении обязательств стороны обязаны руководствоваться не только нормами Федерального закона № 44-ФЗ, но и статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, где установлено, что любое обязательство в рамках заключенного договора должно исполняться каждой стороной надлежащим образом в соответствии с его условиями, что относится и к исполнению обязательств, устанавливаемых контрактами, заключенными в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). Рассмотрим пример включения в реестр недобросовестных поставщиков в случае установления факта умышленного уклонения поставщика от заключения контракта (дело № А37-1777/2015). Муниципальное бюджетное учреждение (далее также заказчик), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения от 21.08.2015, вынесенного территориальным УФАС.

Согласно оспариваемому решению, Комиссия антимонопольного органа решила не включать в Реестр недобросовестных поставщиков сведения об участнике закупки — ООО «АП».

Решением суда в удовлетворении заявленных требований было отказано. При этом суд исходил из следующего.

Уполномоченным органом муниципального образования на официальном сайте было размещено извещение о проведении электронного аукциона

«Оказание услуг по техническому обслуживанию фонтанов, расположенных в местах массового отдыха на территории города Магадана, для нужд муниципального бюджетного учреждения»

.

Победителем аукциона было признано ООО «АП». В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона № 44-ФЗ, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе. 20.07.2015 ООО «АП» направило протокол разногласий.

24.07.2015 ООО «АП» направило второй протокол разногласий, т.е.

по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов. Кроме этого, ООО «АП» не направило документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 70 Закона № 44-ФЗ победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). На основании изложенного, 27.07.2015 заказчиком был составлен протокол отказа от заключения контракта с ООО «АП». Таким образом, заказчиком были соблюдены требования статьи 70 Закона № 44-ФЗ.

В то же время, суд признал правомерным доводы УФАС, установившего, что при размещении проекта контракта, заказчиком допущена техническая ошибка, в результате которой часть позиций дефектной ведомости были смещены и не соответствовали смете, которая является неотъемлемой частью аукционной документации. Установив данное несоответствие, ООО «АП» своевременно (в срок до 21.07.2015) не разместило протокол разногласий с целью устранения выявленной технической ошибки заказчика, но по объективным причинам:

  1. отказ банка в выдаче банковской гарантии именно в связи с выявленными техническими ошибками в проекте контракта, допущенными самим муниципальным заказчиком.
  2. ошибочное указание оператором электронной площадки регламентного срока, как для подписания контракта, так и для размещения нового протокола разногласий 25.07.2015 (то есть срока, за пределы которого ООО «АП» не вышло);
  3. принятие поставщиком действий, направленных на получение исполнения обеспечения контракта: переписка с банком, оплата услуг банка за предоставление банковской гарантии;

Поэтому довод заявителя о том, что ООО «АП» умышленно затягивало подписание контракта в связи с невозможностью представить обеспечение исполнения контракта (отсутствие банковской гарантии) УФАС находит необоснованным.

В материалах дела имеется копия платежного поручения № 62 от 20.07.2015, подтверждающего оплату за оформление документов и предоставление банковской гарантии, проект договора от 20.07.2015 о предоставлении банковской гарантии. Данные документы, по мнению антимонопольного органа, свидетельствуют о намерении ООО «АП» получить банковскую гарантию для обеспечения исполнения контракта. О наличии технической ошибки стороны по делу узнали только из отказа банка о предоставлении банковской гарантии.

Документов, подтверждающих умышленное затягивание ООО «АП» подписание контракта, заявителем представлено не было. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения государственного контракта уполномоченный орган государственной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному государственному заказчику.

При таких обстоятельствах суд пришёл к выводу, что ООО «АП» не может считаться уклонившимся от заключения контракта. 3. Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда в связи с существенными нарушениями условий контракта. Безусловно, заказчик не может быть лишен права на расторжение контракта по решению суда по основаниям, предусмотренным контрактом.

Однако нельзя забывать, что решение суда о его расторжении одновременно будет выступать основанием для включения поставщика в РНП.

В связи с этим возникает вопрос о соразмерности совершенного правонарушения и его последствий.

Не всегда на практике поставщик (подрядчик, исполнитель) специально нарушает существенные условия контракта, и злоупотреблений со стороны заказчика может быть значительно больше. Следует помнить, что не является основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков информация об участнике закупки, если контракт был расторгнут в судебном порядке на основании мирового соглашения, заключенного между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или в результате обстоятельств, никак не связанных с нарушениями Исполнителем условий контракта6. Подводя итог вышеизложенному, можно сделать объективный вывод о том, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в настоящее время требует серьезной доработки и упрощения, а в некоторых случаях — устранения «пробелов» в соответствующих документах с учетом правоприменительной практики и мнений исследователей в данной области.

На сегодня в России сложилась практика прецедентного права и каждое решение УФАС или Арбитражного суда можно назвать уникальным. Поэтому участнику закупки стоит внимательно читать проект контракта перед подписанием, а заказчику соблюдать требования законодательства о закупках Российской Федерации.

Перечень используемых материалов:

  • Статья «Расторжение контракта по решению суда и односторонний отказ от исполнения контракта как основания включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков (Кванина В.В.)» ;
  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
  • Решение Управления федеральной антимонопольной службы по городу Москва № 2-19-621/77-18 от 22.03.2018 г.;
  • Статья «Нюансы одностороннего расторжения государственных контрактов» ;
  • Обобщение судебной практики по спорам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
  • Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 14.12.2018 № 02/2210;
Рекомендуем прочесть:  Русские в камбодже

1Статья 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 2Часть 4,5 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

.

3Решение Управления федеральной антимонопольной службы по городу Москва № 2-19-621/77-18 от 22.03.2018 г.

4Часть 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

.

5Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 14.12.2018 № 02/2210 6 Письмо ФАС России от 16 марта 2017 г.

№ ИА/16790/17

«По вопросам о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков»

.

Как автоматически проверить сведения из РНП

Сайт ЕИС автоматически проверяет информацию об участниках закупок в РНП.

Проверка проводится, когда в системе формируют итоговые протоколы, в которых определяется поставщик, в том числе протоколы рассмотрения одной заявки на участие в конкурсе или по итогам конкурентных процедур, которые проводятся в неэлектронной форме.

Проверяется информация из РНП о победителе и об участнике, заявке которого присвоен второй порядковый номер (если такой участник есть). Когда сохраняете протокол, система проверит сведения об участниках на предмет наличия в едином реестре РНП.

Если окажется, что участники в нем есть, система предупредит об этом. Поделиться с друзьями Если вы нашли ошибку в тексте, нажмите Ctrl+Enter или Cmd+Enter.

Мы узнаем о ней и сможем все исправить Материалы, которые могут вас заинтересовать Почтовая рассылка Горячие новости Инструкции и образцы Мы никогда не передадим ваш e-mail кому-либо Подписаться © 2021 Подписаться

Санкции за предоставление ложной информации

Не стоит полагать, что ответственность по законодательству работает в одном направлении, сосредоточена на получении компромата на поставщиков любыми способами. Предусмотрены правовые нормы и для заказчиков, причем довольно строгие.

Если последние попытаются направить недостоверные данные, скрыть факт заключения контракта с недобросовестным исполнителем, на них налагается штраф в размере:

  1. 100 тысяч рублей для юридических лиц.
  2. 15 тысяч рублей для чиновников при исполнении;

Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 107 44-ФЗ, нарушителям законодательства грозит дисциплинарная, гражданская, административная и уголовная ответственности. Попадают под описанные условия и операторы электронных онлайн-площадок, на которых проводились торги (в случае вмешательства, сознательного искажения информации).

Процедура внесения информации об участнике закупки (поставщике) в РНП

В том случае, если контракт заключен с участником закупки, заявке которого присвоен второй номер, при уклонении победителя от заключения контракта, заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником (второй номер) направляет в ФАС информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы.

В том случае, если единственный участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 44-ФЗ, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение 5-и рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта направляет в ФАС, информацию, предусмотренную пунктами 1 — 3 части 3 статьи 104, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок или из протокола о результатах закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта документы. В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в ФАС информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. В течение 10-ти рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов и информации от заказчика, ФАС осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.

В случае подтверждения достоверности этих фактов ФАС включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3-х рабочих дней с даты подтверждения этих фактов. Для того чтобы упростить вам понимание данного вопроса ниже разместил интеллект-карту к статье 104 44-ФЗ из . Узнать подробнее о данном сборнике вы сможете .

Картинка кликабельна. Если вы щелкните по ней левой кнопкой мыши, она откроется на весь экран.

Где можно ознакомиться с реестром недобросовестных поставщиков?

В соответствии с частями 4 и 5 ст. 4, частью 8 ст. 104 Закона № 44-ФЗ и частью 4 ст.

5 Закона № 223-ФЗ информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.

Сведения об участниках закупок, а в установленных случаях и об их учредителях, внесенных в реестр недобросовестных поставщиков, который ведется в электронной форме, размещается на сайте http://zakupki.gov.ru

Документы и информация для включения в РНП

Заказчик подает следующие сведения об участнике (эта информация впоследствии будет включена в реестр):

  1. даты проведения открытого электронного аукциона и других закупочных процедур в случае, если поставщик-победитель уклонился от заключения контракта;
  2. основания и дата расторжения контракта в случае его расторжения по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
  3. дата признания несостоявшейся закупки, в которой единственный участник закупки, подавший заявку, окончательное предложение или признанный единственным участником закупки, уклонился либо отказался от заключения контракта;
  4. наименование организации и ее место нахождения (для юридического лица), ФИО, ИНН;
  5. идентификационный код закупки (с 1 января 2017 г.);
  6. объект закупки, цена контракта и срок его исполнения;
  7. дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного контракта;
  8. ФИО учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц;

Сроки направления информации в РНП не позднее 30 календарных дней со дня истечения срока подписания договора — в случае уклонения от подписания; не позднее 10 рабочих дней со дня расторжения договора — в случае расторжения договора по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком условий договора.

В случае представления неполного пакета информации и документов ФАС вернет их заказчику в течение 3 рабочих дней с даты поступления, с указанием причин возврата. Информация о недобросовестном поставщике в реестр пока не включается. ФАС проверяет информацию и документы на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.

Поставщик может направить оправдательные документы, может принять участие в рассмотрении дела для того чтобы доказать свою добросовестность. Если решение о включении в Реестр принято – обжаловать его можно только в суде. Причем обжаловать можно как сам факт включения в РНП, так и состав информации о нарушении и нарушителе.

Кого могут включить в реестр

ФАС России может включить в реестр информацию о следующих лицах (ч. 1 ст. 104 Закона № 44-ФЗ).1. Поставщики (подрядчики, исполнители), с которыми заказчики расторгли контракты в судебном порядке Пример ситуации, когда поставщика могут включить в официальный реестр недобросовестных поставщиков из-за расторжения договора с заказчиком в судебном порядке Поставщик неоднократно нарушает сроки поставки товара. Такое нарушение контракта является существенным и дает право заказчику расторгнуть договор в судебном порядке (п.

2 ст. 450 ГК РФ). Для этого заказчик должен сначала направить недобросовестному поставщику предложение о расторжении договора.

После того как поставщик откажется (или по истечении установленного срока не будет получен его ответ), заказчик вправе обратиться в суд с требованием расторгнуть договор (п. 2 ст. 452 ГК РФ). Когда решение суда вступит в законную силу (п. 3 ст. 453 ГК РФ), появятся основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков.2.

Поставщики (подрядчики, исполнители), которые существенно нарушили условия контракта, в результате чего заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контрактаКонтракт нарушен существенно, если заказчик лишается того, на что вправе был рассчитывать при его заключении (абз. 2 п. 2 ст. 450 ГК РФ). Какое нарушение будет считаться существенным, зависит от вида договора.

Например, если арендатор больше двух раз подряд не внес арендную плату в установленный срок, использует имущество не по назначению и т. д., то такое нарушение будет считаться существенным (ст. 619 ГК РФ).3. Участники закупок, уклонившиеся от заключения контрактовПобедитель закупки считается уклонившимся от заключения контракта, если он:

  1. победитель конкурса, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил все экземпляры контракта заказчику, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч. 3 ст. 54 Закона № 44-ФЗ);
  1. победитель электронного аукциона, и не подписал к установленному сроку проект контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч.

    13 ст. 70 Закона № 44-ФЗ);

  1. победитель закрытого аукциона и не представил подписанный контракт и (или) обеспечение исполнения контракта в срок, указанный в документации о закрытом аукционе (ч. 1 ст. 91 Закона № 44-ФЗ);
  1. победитель запроса котировок и не представил подписанный контракт в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, и (или) выписку из ЕГРЮЛ (ч. 11 ст. 78 Закона № 44-ФЗ);
  1. победитель запроса предложений, и не подписал к установленному сроку проекта контракта, и (или) не представил обеспечение исполнения контракта (ч.

    17 ст. 83 Закона № 44-ФЗ);

  1. в установленных законом случаях не предоставил информацию, подтверждающую его добросовестность, либо такая информация признана недостоверной (ч. 5 ст. 37 Закона № 44-ФЗ);
  1. в установленных законом случаях не представил обоснование предлагаемой цены контракта (ч. 10 ст. 37 Закона № 44-ФЗ).

При этом победитель закупки вправе отказаться от заключения контракта, если заказчик требует:

  1. заключить контракт на условиях, отличающихся от условий, указанных в конкурсной документации (документации об аукционе, запросе котировок), проекте контракта, заявке на участие в конкурсе (аукционе, котировочной заявке);
  1. предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем размер, указанный в конкурсной документации (документации об аукционе).

Если победитель не смог подписать контракт , то он может сделать это на заседании антимонопольного органа, который рассматривает вопрос о включении его в официальный реестр недобросовестных поставщиков (п.

7 Разъяснений ФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков, проведению проверок факта уклонения участника размещения заказа от заключения контрактов, осуществлению внеплановых проверок от 26 октября 2007 г.).

РНП ФАС — официальный сайт

Хотя полномочия по ведению реестра недобросовестных поставщиков закреплены за ФАС, но вся информация о поставщиках представлена не на сайте антимонопольного органа, а в . Под реестр здесь выделен специальный раздел, его можно найти в пункте «Контроль и аудит».До вступления в силу ФЗ-44 (до 2014 года) реестр располагался по . Но теперь понятие РНП ФАС было упразднено, вместо него действует реестр на официальном сайте госзакупок.

Информация из реестра представлена в открытом доступе, и каждый желающий может ознакомиться с его содержанием безвозмездно (на основании п.

8 ст. 104 44-ФЗ).

Как обойти реестр недобросовестных поставщиков?

// Вредный совет от 8 ААС

Вы являетесь учредителем общества, угодившего в реестр недобросовестных поставщиков (РНП)? Вы хотите продолжить участвовать в госзакупках?

Становитесь индивидуальным предпринимателем. Так посчитал 8 ААС. 1. Кто попадает в РНП? Согласно ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ в РНП включаются сведения: — об участниках закупки (физических и юридических лицах), которые уклонились от заключения контракта с заказчиком; — о поставщиках, контракт с которыми были расторгнут из-за существенного нарушения ими его условий.

Для удобства изложения будем именовать их «нарушители». 2. Какие сведения о нарушителях включаются в РНП?

Согласно ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ о нарушителях, являющихся юридическими лицами, включатся следующие сведения: 1) наименование, ИНН, место нахождения нарушителя; 2) наименование и ИНН юридических лиц – учредителей нарушителя; 3) Ф.И.О. и ИНН физических лиц: — учредителей нарушителя; — членов коллегиального исполнительного органа нарушителя; — исполняющих функции ЕИО нарушителя. Если нарушитель – физическое лицо (в том числе ИП), то в РНП включаются его Ф.И.О.

и ИНН. 3. Последствия включения сведений в РНП?

Заказчик вправе установить (и в 99,9% случаев устанавливает) требование об отсутствии сведений об участники закупке в РНП (ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Это означает, что на протяжении 2-х лет к закупке не будет допущен не только сам нарушитель, но и любое иное юридическое лицо, сведения об учредителях, ЕИО, членах КИО которого содержатся в РНП.

Казалось бы, подобные правила являются надежным заслоном на пути недобросовестных поставщиков и никакая смена вывески им не поможет. Но судебная практика продемонстрировала ошибочность такой уверенности. 4. Обстоятельства дела Сведения о юридическом лице были включены в РНП.

Учредителем нарушителя являлось физическое лицо, сведения о котором в силу указанной выше нормы закона также были включены в РНП. Указанное физическое лицо, теперь уже в статусе индивидуального предпринимателя, приняло участие в новой закупке и победило в ней. Заказчик от заключения контракта отказался.

Основание – несоответствие требованиям документации о закупке, а именно наличие сведений о физическом лице в РНП.

5. Позиция антимонопольного органа и судов Физлицо обратилось с жалобой на действия заказчика в местный антимонопольный орган, но поддержки там .

И вот здесь начинается самое интересное – суды двух инстанций признали обжалуемое решение недействительным. По мнению 8 ААС, исходя из буквального толкования норм Закона № 44-ФЗ в РНП должны отсутствовать сведения о самом участнике закупке, а если участник закупки – юридическое лицо, то еще и о его учредителях, ЕИО, членах КИО. В рассматриваемом случае участником закупки выступало физическое лицо.

Следовательно, в РНП должны отсутствовать сведения о нем, как об участнике закупок. Действительно, в РНП содержатся данные об этом физическом лице, но не как об участнике закупки, а как об учредителе юридического лица – нарушителя.

«При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае основанием для признания заявки предпринимателя не соответствующей требованиям аукционной документации могло являться только наличие в реестре недобросовестных поставщиков сведений о самом индивидуальном предпринимателе …, в то время как факт наличия в обозначенном реестре сведений о ЗАО …, в силу положений действующего законодательства и вопреки доводам Администрации и антимонопольного органа, не может учитываться в качестве основания для отказа в участии в закупке его учредителю»

, — указал в своем 8 ААС.

6. Собственные соображения Позиция 8 ААС, мягко говоря, довольно спорная.

Форма, по которой ведется РНП, предусматривает разные столбцы для указания данных как о самом нарушителе, так и о его учредителях, ЕИО, членах КИО (если нарушителем является юридическое лицо). Вместе с тем Закон № 44-ФЗ содержит требование об отсутствии сведений об участнике-физическом лице в РНП вообще, а не в отдельных частях этого реестра. В РНП в принципе не должно быть фамилии, имени, отчества и ИНН физического лица.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+