Бесплатная горячая линия

8 800 700-88-16
Главная - Гражданское право - Не использование земельного участка по назначению

Не использование земельного участка по назначению

Не использование земельного участка по назначению

Использование земельных участков по целевому назначению


Земли в Российской Федерации, согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту — ЗК РФ), по целевому назначению подразделяются на следующие категории: — земли сельскохозяйственного назначения; — земли населенных пунктов; — земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; — земли особо охраняемых территорий и объектов; — земли лесного фонда; — земли водного фонда; — земли запаса. Вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Об этом гласит пункт 2 статьи 7 ЗК РФ. Собственники земельных участков, согласно статье 42 ЗК РФ, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Земельный участок может быть использован собственниками земельных участков только в соответствии с установленным назначением. Собственники земельных участков не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка. Ответственность за нецелевое использование земельного участка предусмотрена ч.

1 статьи 8.8. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — «КоАП РФ»), в соответствии с которой влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как может быть ужесточена ответственность за неиспользование или нарушение правил использования земли

  • Как может быть ужесточена ответственность за неиспользование.

9 сентября 2013

Вопросы выделения земельных участков, оформления прав на них и использования всегда имели большое значение для россиян и зачастую носили острый характер. В последние годы неслучайно все больше внимания общества и законодателя уделяется целевому использованию земель — ведь, к примеру, нередко земли сельскохозяйственного назначения простаивают или служат местом свалки, утрачивая плодородие и зарастая сорняками.Так, по данным Минсельхоза России, в нашей стране не используется около 18% от всей имеющейся площади пашни (более 20 млн га).

Часто владельцы земельных участков используют их без соблюдения соответствующих правил — к примеру, за первое полугодие 2013 года было выявлено более 12,5 тыс.

таких нарушений на площади 2,7 млн га. Наиболее часто встречающееся из них (8,5 тыс. нарушений на площади 2,6 млн га) квалифицируются по как невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и защите земель, охране почв от эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия, ухудшающего состояние земель.На заседании президиума Государственного совета

«О повышении эффективности управления земельными ресурсами в интересах граждан и юридических лиц»

, состоявшегося 9 октября 2012 года, проблеме изъятия неиспользуемых земельных участков также было уделено значительное внимание.

Многие из прозвучавших на этом заседании предложений уже получили законодательное закрепление.В каких случаях земельный участок можно изъять? (далее — ЗК РФ), , а также Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «» (далее — Закон) предусматривают такую возможность при наступлении определенных условий.Глава VII ЗК РФ закрепляет конкретные основания для изъятия только таких земельных участков, которые используются на вещных правах аренды (), права постоянного бессрочного пользования и права пожизненного наследуемого владения (), права безвозмездного срочного пользования () и сервитута ().Недавно принятым Федеральным законом от 7 июня 2013 г.

№ 123-ФЗ «» были уточнены основания и порядок изъятия земель, находящихся на праве постоянного бессрочного пользования либо праве пожизненного наследуемого владения.Так, из оснований для принудительного прекращения этих прав были исключены систематическая неуплата земельного налога, а также нарушение режима земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения и иных земель с особым режимом. Наряду с этим, перечень таких оснований был дополнен еще одним — неисполнение обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.Напомним, предоставление россиянам земельных участков на правах постоянного бессрочного пользования и пожизненного наследуемого владения является своего рода наследием советского периода. С введением в действие ЗК РФ граждане утратили возможность получения земли на этих вещных правах.

Вместе с тем, если земельный участок предоставлен на таких правах до вступления в силу ЗК РФ, они сохраняются за гражданами (, ).По данным Минсельхоза России, сейчас из всех используемых личными подсобными хозяйствами земель всего 4,8% принадлежит им на праве пожизненного наследуемого владения, а доля земель, находящихся у дачников в постоянном (бессрочном) пользовании, составляет 8,2%.Однако государственным (муниципальным) органам и учреждениям, а также казенным предприятиям земли передаются на праве постоянного бессрочного пользования и в настоящее время (), поэтому поправки в большей мере затронули именно эту категорию землевладельцев.По словам Президента РФ Владимира Путина, «мы не настолько богаты, чтобы десятилетиями держать предоставленные в пользование федеральным органам власти земли в резерве.

Поэтому в отношении неэффективно используемых участков земли нужно принимать меры и требовать внятного обоснования потребности в земле от ведомств и организаций, в расположении которых находятся миллионы гектаров». Законодатель прореагировал на это замечание, и в ЗК РФ появилось еще одно новшество, способное существенно облегчить изъятие таких земель.Речь идет о введении нового порядка принудительного изъятия неосвоенных земель.

Если сейчас право постоянного (бессрочного) пользования может быть прекращено только на основании судебного решения, то после вступления поправок в силу земли, предоставленные государственному или муниципальному учреждению либо казенному предприятию, могут быть изъяты в административном порядке по решению государственного или муниципального органа (соответствующие изменения вносятся в ).

Это позволит более оперативно изымать неиспользуемые или ненадлежащим образом используемые участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.Можно ли изъять земельный участок у собственника?ЗК РФ в настоящее время не содержит конкретных оснований для принудительного изъятия земли у собственника, делая отсылку на нормы гражданского законодательства ().

ГК РФ действительно содержит подобные основания, среди которых:

  1. использование участка с грубым нарушением правил рационального использования земли (в частности, нецелевое использование участка, существенное снижение плодородия сельскохозяйственных земель или значительное ухудшение экологической обстановки) ().
  2. неиспользование земельного участка, выделенного для целей сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом ();

С 1 июля 2011 года вступили в силу поправки к , касающиеся принудительного изъятия и прекращения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (Федеральный закон от 29 декабря 2010 г.

№ 435-ФЗ «»). Возможность принудительного изъятия у собственника таких земель существовала и раньше, но поправки значительно конкретизировали существующие основания для этого:Неиспользование земельного участка определяется на основании одного из следующих признаков:

  1. закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.
  2. на сенокосах не производится сенокошение;
  3. на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  4. залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
  5. на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
  6. на пастбищах не производится выпас скота;
  7. залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
  8. на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;

(Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «»)1. Неиспользование земельного участка по назначению в течение трех лет с момента предоставления участка в собственность ().

Правительством РФ были разработаны критерии, опираясь на которые можно сказать, что сельскохозяйственный участок не используется. К примеру, если 30% от площади культурных сенокосов занимают сорняки либо не производилось сенокошение, на пастбищах не пасется скот, а свыше 15% площади пашни занято кустарниками или деревьями, есть основания для признания сельхозугодий заброшенными (постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «»).До принятия этого документа региональным управлениям Россельхознадзора с целью установления факта неиспользования участка приходилось проводить ежегодные проверки в течение трех лет.

В противном случае суд мог посчитать факт неиспользования земельного участка в течение требуемого периода недоказанным и отказать в требовании о его изъятии (постановление ФАС ЦО от 31 мая 2010 г. по делу № А36-4751/2009).Сейчас норма об изъятии заброшенной земли работает, но еще несколько лет назад суды иногда признавали неиспользование земли в течение пяти лет со дня возникновения права собственности «малозначительным нарушением» (постановление ФАС ВВО от 19 ноября 2009 г.

по делу № А82-12598/2009). Правда, чаще судьи все-таки указывают на ухудшение качеств земли в результате зарастания сорняками и кустарниками и подтверждают факт нарушения требований к ее использованию (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 г. № 20АП-5126/12).Интересно, что в 2008 году была предпринята попытка значительно сократить срок неиспользования участков из земель сельскохозяйственного назначения для того, чтобы ее можно было изъять. Член комитета Госдумы по труду и социальной политике Анатолий Иванов внес в нижнюю палату парламента законопроект, предоставляющий возможность принудительного изъятия земельных участков (в том числе сельскохозяйственных угодий), если они не были освоены в течение всего лишь одного года с момента возникновения права собственности.

В отрицательном заключении на законопроект, который дал профильный комитет, отмечалось несоответствие инициативы положениям гражданского законодательства и процедуре предоставления земли для строительства. После этого законопроект был отозван автором.2. Такое использование участка, которое повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки ().

Критерии таких последствий нерационального землепользования установлены Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 19 июля 2012 г.

№ 736 «», постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г. № 612 «»). При этом не имеет значения срок ненадлежащего использования земель, однако необходимым условием изъятия, как и в первом случае, является неустранение выявленных нарушений после назначения административного наказания по этому факту.

На этот нюанс обращают внимание и суды при вынесении решений об изъятии земель сельскохозяйственного назначения у собственников (см., например, решение АС Курганской области от 17 июня 2013 г.

№ А34-1836/2013).Конечно, решения об изъятии земельных участков по основаниям их неиспользования или ненадлежащего использования выносятся не только в отношении организаций, но также и в отношении граждан, «запустивших» свои сотки (см., например, решение Вадинского районного суда Пензенской области от 9 августа 2012 г. по делу № 2-72).Договор аренды земельного участка также может быть расторгнут досрочно в соответствии с при невыполнении установленных к использованию земли требований, и суды признают законность таких требований арендодателя (апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 29 марта 2012 г.

по делу № 33-2531/2012, кассационное определение Калининградского областного суда от 2 марта 2011 г. по делу № 33-792/2011). Целевое использование земельного участка имеет значение и при решении вопроса о продлении арендных отношений (определение Верховного суда Республики Башкортостан от 24 апреля 2012 г.

по делу № 33-4737/12, кассационное определение Калининградского областного суда от 2 марта 2011 г.

по делу № 33-792/2011).По тем же основаниям принудительно могут быть прекращены право постоянного (бессрочного) пользования по иску муниципальной или областной администрации (постановление ФАС ПО от 22 ноября 2012 г. № Ф06-9123/12 по делу № А49-764/2011, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 апреля 2012 г.
№ Ф06-9123/12 по делу № А49-764/2011, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 апреля 2012 г.

по делу № 33-1926/2012) и право пожизненного наследуемого владения (постановление ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. № Ф07-10707/2010 по делу № А56-68296/2009).В отношении земель, предоставленных для строительства, в настоящее время не разработаны критерии отсутствия деятельности по застройке участка.

Если землевладелец вообще не оформлял разрешительную документацию на строительство дома или не приступал к строительству, ситуация однозначна и разрешается не в его пользу (см., например, апелляционное определение Оренбургского областного суда от 11 апреля 2012 г. по делу № 33-1926/2012). Если же все документы в порядке, и возведение дома уже началось, но было приостановлено, госорганам иногда бывает трудно доказать факт «простоя» земли и изъять ее на основании ст. 284 ГК РФ (см., например, апелляционное определение Кемеровского областного суда от 27 сентября 2012 г.

по делу № 33-9495).Что может поменяться в правилах изъятия земель в ближайшее время?Для конкретизации общих условий и порядка принудительного изъятия земельных участков, находящихся в частной собственности, Минэкономразвития разработало законопроект, который предусматривает внесение изменений в гражданское и земельное законодательство. В случае одобрения документа ЗК РФ объединит в себе все основания для изъятия земельных участков, в том числе и для участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, а соответствующие положения Закона () утратят силу.Помимо этих технических поправок законопроект предлагает и некоторые новшества.

К примеру, определяются признаки неиспользования земельного участка, предоставленного под строительство: отсутствие на участке здания или сооружения, отсутствие разрешения на строительство либо нахождение на земельном участке объектов незавершенного строительства, срок разрешения на строительство которых истек.

Как и сейчас, в срок неиспользования земельного участка любой категории не включается время, в течение которого он не мог быть использован ввиду обстоятельств непреодолимой силы, а также время, необходимое для его освоения (но не более двух лет).Кроме того, закрепляется единый для всех земельных участков порядок их изъятия. При этом правило о выполнении условия о наличии неустраненного собственником административного правонарушения, совершенного в отношении участка, а также судебный порядок изъятия участка сохраняются.По общим правилам земля продается с публичных торгов, и бывшему собственнику выплачивается вырученная за нее сумма за вычетом расходов по организации торгов.

Однако законопроект предлагает новшество, определяющее порядок действий в том случае, если правонарушение совершено на площади, не превышающей 30% от общей площади участка. Тогда земельный участок подлежит разделу, продан будет один или несколько выделенных из него участков, а из передаваемой собственнику суммы будут вычтены еще и расходы на кадастровые работы для раздела участка.Законопроект пока не внесен в Госдуму и проходит стадию общественного обсуждения.

Ознакомиться с ним и поделиться своими соображениями с ведомством-разработчиком можно на раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения.Помимо этого, нерадивых собственников земельных участков предлагается «бить рублем», причем сразу по нескольким направлениям.1 августа текущего года на рассмотрение Госдумы поступил законопроект, разработанный Правительством РФ и касающийся порядка исчисления административных штрафов за земельные правонарушения в отношении земель сельскохозяйственного назначения.

На основе анализа контрольной практики Россельхознадзора авторами документа был вычислен средний размер штрафа за нарушения на таких землях, составивший менее 3 тыс. руб. Если сейчас административные штрафы исчисляются в отношении земельного участка независимо от его площади и прочих характеристик, то в случае одобрения законопроекта сумма штрафа будет поставлена в зависимость от кадастровой стоимости земли.

Так, совершившим правонарушение гражданам придется заплатить от 0,3% до 0,5% от кадастровой стоимости участка (но не менее 3 тыс. руб.), должностным лицам — от 0,5% до 1,5% (но не менее 50 тыс. руб.), а юридическому лицу недобросовестное отношение к земле обойдется в сумму от 2% до 10% ее кадастровой стоимости (но не менее 200 тыс.

руб.).В качестве примера кабмин рассчитал размер штрафов за земельный участок площадью 100 га, средняя кадастровая стоимость которого составляет 4 млн руб. Если сейчас допустивший нарушение на этом участке гражданин заплатит 5 тыс. руб. (), то по новым правилам размер штрафа увеличится для него в четыре раза и будет составлять 20 тыс.

руб. То же касается и организаций (100 тыс.

руб. и 400 тыс. руб. соответственно). Верхняя граница штрафа тоже установлена и составляет 500 тыс. руб. Предполагается, что эти изменения будут стимулировать использование сельхозугодий максимально плодотворно, а также способствовать вовлечению неиспользуемых участков в сельскохозяйственный оборот.Одновременно с инициативой по увеличению административных штрафов за земельные правонарушения в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий повышение ставки земельного налога в отношении неиспользуемых земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Автором его также является Правительство РФ. Напомним, сейчас земли сельхозназначения и некоторые другие категории земель облагаются по пониженной ставке в размере 0,3% от кадастровой стоимости участка. Для всех остальных земель налоговая ставка составляет 1,5% ().

Законопроект предлагает использовать стандартную ставку (1,5%) и для исчисления земельного налога в отношении заброшенных сельхозугодий.

ЦитатаЕкатерина Орлова, директор Real Estate Zemer Consulting & Development»Институт частного права на землю России не свойственен, право на землю частным лицам всегда разрешалось неохотно. За последние 20 лет частное право на земельные участки стало более привычным и само собой разумеющимся.

Однако в ЗК РФ изначально заложены основы регулируемого частного права, и фактически право частной собственности на землю является условным — при несоблюдении установленных условий землю можно изъять. Примечательно, что поводы для изъятия в самом кодексе указаны очень широко и не конкретно — это дает возможность принимать любые нормативные акты при необходимости изъятия земель под тем или иным предлогом.

Примечательно, что поводы для изъятия в самом кодексе указаны очень широко и не конкретно — это дает возможность принимать любые нормативные акты при необходимости изъятия земель под тем или иным предлогом. А конкретные поводы — форумы, игры, проведение трасс, иные задачи — это уже момент технический».Земельные участки могут быть изъяты и по другому основанию — для государственных и муниципальных нужд (). В последние годы все чаще устанавливаются особенности изъятия земли по этому основанию для реализации отдельных проектов.

Исключения из общего порядка были закреплены сначала для целей строительства объектов, необходимых для проведения форума

«Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество»

, который прошел во Владивостоке в 2012 году. Затем по этому же пути законодатель пошел при подготовке чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, которые состоятся в России.По общему правилу выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником уведомления об изъятии допускается только с согласия собственника. Специальные законы об организации подобных значимых мероприятий сокращают этот срок и разрешают госоргану обратиться в суд с требованием об изъятии земли, если ее собственник бездействует в течение трех месяцев со дня предоставления возможности для ознакомления проекта заключаемого с ним соглашения (ч.

16 ст. 6 Федерального закона от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ «», ч. 23 ст. 30 Федерального закона от 7 июня 2013 г.

№ 108-ФЗ «»).Конечно, такие особенности обусловлены сжатыми сроками подготовки к тому или иному мероприятию.Тем более непоследовательным на их фоне выглядит решение об упрощении порядка изъятия земель в Подмосковье в связи с присоединением к Москве некоторых территорий — ведь никакими жесткими сроками развитие московской агломерации не ограничено (Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

№ 43-ФЗ «»). Так, до 1 января 2015 года изъятие земельных участков допускается при отсутствии документов территориального планирования (), собственник должен быть извещен о предстоящем выкупе не позднее чем за пять месяцев (), а срок для принятия им решения о согласии на выкуп сокращен с одного года до трех месяцев со дня направления проекта соответствующего соглашения ().

Срок для оспаривания решения об изъятии земли тоже установлен и составляет два месяца со дня его принятия (), однако инициация собственником судебного процесса не будет являться препятствием для изъятия участка ().Решение вызвало серьезный общественный резонанс еще на стадии рассмотрения законопроекта, на основании которого был принят соответствующий закон.

Первоначально собственнику отводился всего один месяц для принятия решения — заключать соглашение о выкупе на основе полученного проекта или нет. Учитывая, что этот срок исчисляется не со дня получения проекта, а со дня его направления, фактически времени для обдумывания оставалось бы еще меньше — ведь письмо даже в пределах одного города может идти довольно долго.После утверждения, пусть и в скорректированном виде, закон тоже неоднократно подвергался критике из-за противоречия нормам и возможности изъятия участков даже без утвержденного плана застройки.Тем не менее, новые правила уже вступили в силу и действуют с 19 апреля текущего года.Каков прогноз последствий ужесточения политики государства в отношении неиспользуемых земель?Владельцы земли, допустившие нарушение правил ее использования, сначала привлекаются к административной ответственности, и только после этого может быть инициирован процесс принудительного изъятия участка.

Таким образом, у нарушителей есть шанс исправить выявленные недостатки землепользования, обезопасив себя от лишения земли (например, если будет установлен факт неиспользования земли, высадив на крайний случай овес или другую неприхотливую культуру — тогда земля хотя бы по формальным основаниям будет использоваться).Эксперты отмечают, что одними лишь карательными мерами невозможно повысить эффективность использования земель. Гораздо более успешно решить поставленную задачу смогло бы применение мер экономического стимулирования землепользователей наряду с ужесточением ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земель.

«Именно стимулирование использования неосвоенных территорий за счет неприкосновенности права собственности, а также целевых программ финансирования, могло бы решить проблему неиспользования земель сельскохозяйственного назначения, — вместо дополнительных штрафов и карательных мер»

, — поясняет директор Real Estate Zemer Consulting & Development Екатерина Орлова.Действительно, при выделении земельного участка под жилищное строительство с последним могут возникнуть проблемы из-за дороговизны постройки дома.

Но если у таких землевладельцев есть возможность продлить срок разрешения на строительство (), то осваивающим земли сельскохозяйственного назначения придется сложнее.К тому же иногда землю просто необходимо выдержать под паром, то есть не использовать ее в течение какого-то времени, дав возможность плодородному слою восстановиться.

Это касается использования участка после тех культур, которые серьезно истощают плодородие земли (кукуруза, подсолнечник, бахчевые и т.д.).Заслуживает внимания и коррупциогенный фактор взятого курса государства.

Протоколы о нарушениях и факты неустранения этих нарушений будут составлять и устанавливать обычные инспекторы Россельхознадзора, и у землевладельцев будет соблазн откупиться от них.Кроме того, не исключено и появление различных схем ухода от ответственности — например, экстренные продажа или дарение земель близким родственникам (для организаций — «дочкам»).Новости по теме:

  1. — ИА «ГАРАНТ», 10 июня 2013 г.
  2. — ИА «ГАРАНТ», 2 августа 2013 г.
  3. — ИА «ГАРАНТ», 10 октября 2012 г.
  4. — ИА «ГАРАНТ», 29 июля 2013 г.

Документы по теме:

  1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 43-ФЗ «»
  2. Федеральный закон от 7 июня 2013 г.

    № 108-ФЗ «»

  3. Постановление Правительства РФ от 19 июля 2012 г.

    № 736 «»

  4. Федеральный закон от 8 мая 2009 г.

    № 93-ФЗ «»

  5. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «»
  6. Постановление Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «»
  7. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2011 г.

    № 612 «»

  8. Федеральный закон от 7 июня 2013 г.

    № 123-ФЗ «»

__________________________ Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 31679-5.Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 325474-6.Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 325481-6. Теги: , , , , , , , , , , , , , Источник: © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020.

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Использование даже части здания не по целевому назначению земли приведет к штрафу, указал ВС РФ

Предприятие оштрафовали за нецелевое использование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственной деятельности.

Часть здания на участке сдавалась в аренду под объекты торговли и сферы обслуживания, что противоречило виду разрешенного использования земли.

Предприятие не согласилось с наказанием и обратилось в суд.Первая и вторая инстанция его поддержали.

Частичное использование здания под сдачу помещений в аренду не изменяет цели использования земли.Верховный суд с этим не согласился и отменил акты нижестоящих судов.

По целевому назначению должен использоваться весь земельный участок. Передача в аренду части помещений здания на спорном участке привела к тому, что земля использовалась не в соответствии с видом разрешенного использования.

Это влияет, в частности, на расчет кадастровой стоимости и исчисление земельного налога.Документ:Определение ВС РФ от 21.10.2019 N 308-ЭС19-10562Требование: Об отмене судебных актов о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, за использование земельных участков по не целевому назначению.Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт использования предприятием спорного земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования участка, доводы предприятия о том, что в настоящее время вид разрешенного использования спорного участка не изменен по не зависящим от предприятия причинам, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не освобождает юридическое лицо от административной ответственности.ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИОПРЕДЕЛЕНИЕот 21 октября 2020 г.

N 308-ЭС19-10562Резолютивная часть определения объявлена 16.10.2019.Полный текст определения изготовлен 21.10.2019.Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:председательствующего судьи Першутова А.Г.,судей Прониной М.В., Тютина Д.В.,рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2019 по делу N А32-49415/2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 по тому же делупо заявлению государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Россия» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.2018 N 398 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю — Рулев И.В.Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г., выслушав представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерацииустановила:государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие «Россия» (далее — предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее — административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.11.2018 N 398 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019, заявление предприятия удовлетворено.Административный орган обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об отказе предприятию в удовлетворении заявления.Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Першутова А.Г. от 03.09.2019 кассационная жалоба административного органа вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, выслушав представителя административного органа, в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представителя предприятия, судебная коллегия установила следующее.Постановлением административного органа от 12.11.2018 N 398 предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.Основанием для привлечения предприятия к административной ответственности послужило то обстоятельство, что на принадлежащем предприятию на праве постоянного бессрочного пользования земельном участке с видом разрешенного использования для сельскохозяйственного использования расположено здание, эксплуатируемое предприятием для осуществления коммерческой деятельности (передача в аренду части помещений в здании под объекты торговли и предприятий сферы обслуживания населения), что не соответствует виду разрешенного использования земельного участка и нарушает требования статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — Земельный кодекс).Не согласившись с указанным постановлением административного органа, предприятие оспорило его в арбитражном суде.Частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.Рассматривая настоящий спор, установив, что расположенное на спорном земельном участке здание эксплуатируется предприятием для осуществления своей деятельности, вид которой («Выращивание цитрусовых культур») по своему целевому назначению соответствует виду разрешенного использования спорного земельного участка (для сельскохозяйственного использования), суды пришли к выводу об отсутствии в действиях предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ. При этом суды указали, что частичное использование предприятием здания для сдачи помещений в аренду под объекты торговли и предприятий сферы обслуживания населения не изменяет цели использования земельного участка.На основании изложенного, суды признали неправомерным оспариваемое постановление административного органа и удовлетворили заявление предприятия.

Однако суды не учли следующее.Подпункты 5 и 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса относят к принципам, на которых основан данный Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, следующие принципы: единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются Федеральными законами и требованиями специальных Федеральных законов.Согласно статье 42 Земельного кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.Таким образом, передача в аренду части помещений в здании касается не только вопроса об использовании такого объекта недвижимости, но и земельного участка, на котором этот объект недвижимости расположен.Нормы земельного законодательства обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. При этом отсутствуют исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием).Передача в аренду части помещений в здании под объекты торговли и предприятий сферы обслуживания населения повлекла за собой изменение функционального назначения здания, поскольку эти помещения предназначены для использования в сельскохозяйственной деятельности, а не для сдачи их в аренду в целях осуществления иной деятельности. Соответственно, использование здания в целях осуществления иной деятельности привело к использованию земельного участка, на котором расположено здание, не в соответствии с видом разрешенного использования этого участка.При этом разные виды разрешенного использования земельного участка влияют и на плату, установленную в отношении земельного участка, в частности, на кадастровую стоимость и ставку земельного налога.Указанные обстоятельства свидетельствуют об использовании предприятием спорного земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования этого участка.

Доводы предприятия о том, что в настоящее время вид разрешенного использования спорного земельного участка не изменен по независящим от предприятия причинам, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанное обстоятельство не освобождает юридическое лицо от административной ответственности.

Предприятием не достигнут желаемый результат: вид разрешенного использования земельного участка не изменен в установленном порядке.При таких обстоятельствах Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а заявление предприятия — оставлению без удовлетворения.Руководствуясь статьями 176, 291.11 — 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерацииопределила:решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2019 по делу N А32-49415/2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 по тому же делу отменить.В удовлетворении заявления государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия «Россия» отказать.Председательствующий судьяА.Г.ПЕРШУТОВСудьяМ.В.ПРОНИНАД.В.ТЮТИНЗадать вопрос можно Написать или позвонить можно WhatsApp +79287768843С уважением к вашему бизнесу,Подписывайтесь на нас:Список всех публикаций блога вы найдёте Материал подготовлен с использованием системы КонсультантПлюсДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

1. За что могут привлечь к ответственности по ст. 8.8. КоАП РФ:

Обратим внимание, что в включены 3 самостоятельных состава административных правонарушений.

Несмотря на то, что все правонарушения, перечисленные в этой статье, являются нарушениями в сфере общественных отношений по рациональному использованию и охране земель (почв), они отличаются друг от друга способом совершения.

На основании указанной статьи КоАП к административной ответственности могут привлечь за одно из следующих административных правонарушений:

  1. неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях ;
  2. использование земельного участка не по целевому назначению;в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием ;
  3. невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению .

Рассмотрим каждое из вышеприведенных правонарушений более подробно.

Самовольное использование

У любой земли существует собственник.

Им может быть:

  1. частное лицо;
  2. предприятие;
  3. ;
  4. .

Считается, что участок используется самовольно, если это происходит:

  1. без каких-либо оснований;
  2. не по воле его собственника.

В это понятие, в том числе, включается незаконное расширение (перенос) границ участка, а также строительство или хранение за его пределами.

Именно поэтому так важно точно знать, где проходят границы между участками.

Важно и оформить необходимые разрешения, например, на строительство своего дома.

Взыскание убытков, причиненных нецелевым использованием земельного участка

Зачастую нецелевое использование земельного участка приводит к причинению вреда участку как природному объекту. На настоящий момент сформирована обширная судебная практика по возмещению вреда, причиненного земельным участкам (на основании ст. 15 ГК РФ, п. 1 ст. 62, п. 1 ст.

76 ЗК РФ). При этом положения земельного и гражданского законодательства применяются судами в тесной увязке с нормами природоохранного законодательства (ст. 77—79 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Причинение вреда земельному участку может быть связано, например, с неправомерным использованием участка для складирования мусора, строительных материалов, замощением части участка, размещением объектов недвижимого имущества (см., например, Определение ВС РФ от 29.08.2017 по делу № А43-16958/2016). Вопрос оценки размера и возмещения вреда особенно остро стоит в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Для взыскания убытков с нарушителя необходимо доказать наличие вреда, его размер и причинно-следственную связь между действиями лица и причиненным вредом. При этом размер вреда определяется в соответствии с утвержденными таксами и методиками, например Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238).

Помимо возмещения вреда, причиненного нецелевым использованием, с нарушителя могут быть взысканы иные убытки, например расходы собственника земельного участка на снос (демонтаж) объектов, возведенных не в соответствии с разрешенным использованием участка, а также недополученная прибыль правообладателя участка в связи с невозможностью его использования.

Правовые особенности

Уклонение владельцев земельных участков от своих обязанностей приносит вред их соседям и ухудшает общее состояние земли в регионе, какой-то территории, находящейся в ведении государственных и местных органов, частных лиц.

Если участок, предназначенный для сельскохозяйственных работ, создания сада или огорода, забросить, то он довольно быстро зарастёт сорняками, что отрицательно скажется на всех ближайших хозяйствах.

Не сулит ничего хорошего и появление прав на земельный участок, предназначенный для строительства и находящийся в городской черте, который превратится пустырь.Довольно часто положения применяются и в том случае, когда участок предназначается для возведения жилого дома, а вместо этого собственник построил какой-то цех и занимается хозяйственной деятельностью. Это непременно отражается на всех владельцах соседних земельных наделов, которые использовали их по назначению и построили жилые дома. Подобные ситуации довольно часто становятся предметами судебных споров.Закон устанавливает правило (), согласно которому все владельцы земельных участков должны использовать их в соответствии с целевым назначением и при этом не нанося вред окружающей среде.Всего у нас 7 категорий земли, которые отражены в п.

1 .При этом государственные ведомства или органы местного самоуправления наделены полномочия перевода отдельных территорий из одного раздела в другой.

К примеру, Земельным и Градостроительным кодексами РФ допускается перевод участка в фонд земель для индивидуального жилищного строительства. Таким образом участки, предназначенные для сельскохозяйственных, огороднических, садоводческих работ или примыкающие к населённым пунктам и относящиеся к иным фондам, могут стать местом для возведения дома.Вид разрешенного землепользования трактуется еще и в качестве вида целевого назначения участка.

Для каждого существует специально регулирующие его эксплуатацию нормы права, которые и определяют, что можно и что нельзя делать, а так же сроки возможного простоя земли, когда на участке ничего не происходит. Если нормы права оказываются нарушенными действием или бездействием владельцев участка, то и возникает состав административного правонарушения, влекущий за собой применение санкций, предусмотренных .Выявлено нецелевое использование земли может быть различным образом, поэтому разным становится и тип расследования.

Так, если одно лицо, считающее свои права нарушенными, подаст исковое заявление в суд, то, в зависимости от ситуации, на него может лечь бремя сбора доказательств.

К примеру, если владелец одного участка получает вред от того, что на соседнем кто-то построил мастерскую по обработке древесины, что создаёт слишком высокий уровень шума и загрязняет окружающую среду, то он может подавать иск на основании .В таком случае будет назначена экспертиза, которая легко установит, что земля относилась или относится к жилому фонду, а на ней возведён хозяйственный коммерческий объект. А это послужит основанием для того, чтобы при подготовке судебного решения было бы учтено и правонарушение, влекущее административный штраф на основании .Но возможны и другие сценарии, к примеру, административное расследование в связи с мероприятиями, проводимыми в рамках какой-то инспекционной проверки полномочных органов.

Чем грозит использование земельных участков не по назначению?

Об этом рассказала старший специалист 3 разряда отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области Екатерина Искоренко.

Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики земельных участков отражаются в Едином государственном реестре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Вся земля в границах РФ распределена между категориями в зависимости от целевого назначения участков.

Установленная категория земель дает возможность правообладателю выбрать один или несколько видов разрешенного использования – для этого применяется единый федеральный классификатор. Статьей 7 Земельного кодекса РФ зафиксированы 7 категорий земель, соответствующих различным целям назначения: участки сельхозназначения; территории населенных пунктов; земли, предназначенные для размещения объектов промышленности, связи, энергетики и других направлений деятельности спец.назначения; участки охраняемых территорий; земли, отнесенные к лесному фонду; участки водного фонда; земли, отнесенные к фонду запаса.

Присвоение участку определенной категории, а также его перевод из одной категории в другую осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня.

Нецелевое использование земельного участка влечет наложение штрафа, досрочное прекращение прав на землю и изъятие надела либо обязанность компенсировать ущерб, причиненный почвенному слою. Правовой режим разрешенной эксплуатации участков регламентируется нормативными актами и подразумевает разграничение по категориям. Нецелевая эксплуатация земельных наделов создает угрозу для качественных характеристик почвенного слоя, который является невозобновляемым природным ресурсом.

Поэтому каждый случай нарушения правового режима эксплуатации земельного надела будет выявляться государственными и муниципальными ведомствами, а правонарушитель будет привлечен к санкциям по ст. 8.8 КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при возбуждении административного дела по указанной статье: — в качестве нарушителя могут привлекать граждане, должностные лица или предприятия, владеющие участками на праве собственности или ином основании; — для назначения наказания не имеет значения, наступили ли негативные последствия – санкции последуют за сам факт нецелевого использования; — санкции назначаются за эксплуатацию надела с нарушением категории или вида разрешенного использования.

8.8 КоАП РФ. Выделим наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при возбуждении административного дела по указанной статье: — в качестве нарушителя могут привлекать граждане, должностные лица или предприятия, владеющие участками на праве собственности или ином основании; — для назначения наказания не имеет значения, наступили ли негативные последствия – санкции последуют за сам факт нецелевого использования; — санкции назначаются за эксплуатацию надела с нарушением категории или вида разрешенного использования. Куда жаловаться, если владелец смежного участка систематически использует землю вопреки разрешенному виду пользования или закрепленной категории? Граждане могут обращаться непосредственно в местные органы власти, в прокуратуру или к государственным земельным инспекторам.

Основанием для обращения являются любые факты нецелевого использования – возведение промышленного объекта на землях ИЖС, строительство потенциально опасного объекта на участке сельхозназначения.

Штрафы Единственным видом санкций по ст.

8.8 КоАП РФ является штраф – его размер будет определен исходя из показателя кадастровой стоимости объекта либо в фиксированной денежной сумме (если кадастровая стоимость отсутствует в ЕГРН). Например, по части 1 ст. 8.8 КоАП РФ для частных лиц штраф составит от 0,5 до 1 % от кадастровой стоимости земли (но не менее 10 тысяч рублей), либо от 10 до 20 тысяч рублей (если кадастровая стоимость не определена).

Помимо общих оснований для административного наказания, более жесткие санкции последуют при следующих обстоятельствах: — по части 2 ст.

8.8 КоАП РФ – существенное увеличение штрафных санкций связано с нецелевой эксплуатацией надела сельхозназначения; — по части 1 ст.

8.8 КоАП РФ – самостоятельным видом ответственности выступает неиспользование земли сельхоз.назначения в течение одного года с момента возникновения права собственности, если участок был приобретен на публичных торгах после изъятия у предыдущего владельца; — неиспользование участка, выделенного под ИЖС, строительство иных объектов, для огородничества, садоводства – если в нормативных актах установлен срок, когда владелец обязан приступить к эксплуатации участка. Административные дела за указанные правонарушения могут возбуждаться по инициативе прокуратуры, а также органов и должностных лиц государственного земельного надзора. Подать заявление или жалобу по фактам нецелевого использования участков может любое заинтересованное лицо, либо такие случаи выявляются государственными и муниципальными ведомствами.

Еще до передачи административного материала в суд в адрес собственника или владельца земельного надела направляется требование о прекращении противоправных действий. В этом документе указывается на возможность назначения административных санкций, а также на изъятие участка, используемого с нарушением категории или вида разрешенного пользования. Изъятие участка Крайней мерой, которая может применяться за нецелевое использование, является принудительное изъятие участка.

Оно может последовать, если собственник или владелец земли не выполнили требование (предписание) уполномоченных государственных и муниципальных ведомств о прекращении нарушения.

Основания для изъятия земельного надела указаны в ГК РФ и ЗК РФ: — у собственника земля может изыматься при неиспользовании участка сельхоз.назначения или ИЖС в течение трех лет либо при нецелевом использовании любых категорий земель; — за нецелевое использование участок может принудительно изыматься у владельца на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения; — если земля выделялась на праве аренды, нецелевое использование может повлечь принудительное расторжение договора и изъятие арендованного надела.

Процедура принудительного изъятия проводится только при отказе (уклонении) устранить выявленное нарушение и привлечении к административной ответственности. Следовательно, порядок применения указанной меры воздействия будет состоять из следующих этапов: — выявление факта нецелевого использования – проверка органами прокуратуры или земельного надзора обращения граждан или муниципальных учреждений; — направление в адрес собственника или владельца требования о прекращении противоправных действий иди бездействия; — оформление процессуального протокола за нарушение, предусмотренное в ст.

8.8 КоАП РФ; — рассмотрение дела в суде и вынесение постановления о наложении штрафа; — если нецелевое использование или иное нарушение правового режима земель продолжается, в адрес владельца или собственника направляется письменное требование о предстоящем изъятии участка; — если собственник согласен с изъятием, назначаются публичные торги для определения выкупной цены участка; — при несогласии собственника с предъявленным требованием, изъятие участка происходит через судебные инстанции по иску уполномоченного органа.

Если субъект владеет участком не на праве собственности, он не сможет рассчитывать на выплату выкупной цены за принудительное изъятие. Собственнику гарантирована компенсация за изымаемый участок, однако из выкупной цены будут удержаны расходы на восстановление качественных характеристик земли.

Одновременно с изъятием участка может происходить повторное применение мер воздействия по КоАП РФ – данная санкция применяется за каждый выявленный факт правонарушения.

Факты нецелевого использования участков выявляются в ходе плановых или внеочередных проверок земельного фонда, при рассмотрении обращений граждан или иных заинтересованных лиц.

Направление органов земнадзора требования о прекращении нецелевого использования не означает, что участок будет изъят у владельца. Указанное требование может быть обжаловано, либо владелец участка может оспорить постановление о привлечении к административной ответственности. Екатерина Искоренко, старший специалист 3 разряда отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области.
Екатерина Искоренко, старший специалист 3 разряда отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Омской области.

Зоны и территории вне границ города, деревни

ЛПХ, расположенное в пределах городской черты, мало чем отличается от варианта для пользования под частное строительство.

Здесь также можно построить коттедж или собственный дом. Дом возводится по проекту, соблюдая обычные нормы и регламенты, но без обязательных согласований/разрешений, получаемых предварительно, а затем регистрируется в порядке, установленном нормативными документами. Возможна простая схема удостоверения (регистрации) построенного жилья: для оформления собственности на дом не требуется:

  1. разрешения на строительство;
  2. согласования в надзорных органах;
  3. акта ввода в эксплуатацию.

Для ввода в жилой фонд и эксплуатацию нужно только получить технический паспорт.

Оформление участка на сельскохозяйственных угодьях можно осуществить с разрешением для дачного варианта пользования. На некоторых таких участках можно построить жилое строение с реальной возможностью регистрации и при этом сэкономить. Рекомендуем ознакомиться: Эксперты считают, что приобретение участка на сельскохозяйственной земле (строительство дачи) обойдётся значительно дешевле, чем земли под подсобное хозяйство или строительство индивидуального жилья.

Не на всяком участке под дачу возможно построить капитальное жилое строение. На одних таких участках можно строить и получать регистрацию, на других разрешается, но регистрироваться будет нельзя.

Информация об изменениях:

от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ в часть 2 статьи 8.8 настоящего Кодекса внесены изменения 2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ

«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

, для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

Ответственность и штрафы в 2017 году

Размер штрафных санкций за нецелевое использование земельных участков не

менялся с весны 2015 года. Именно тогда были существенно увеличены штрафы за эти правонарушения, а ряд санкций был привязан к кадастровой стоимости земель ( речь идет об отсутствии сельскохозяйственных работ на участках соответствующего назначения, строительных работ для земель под ИЖС).Административный кодекс предусмотрел ответственность за невыполнение собственником обязанности по рекультивации участков, улучшению их свойств, приведение земель в непригодное состояние, непроведение мероприятий по защите земель (например, уничтожению сорняков и сенокошению).Штрафы также варьируются в зависимости от категории собственника: это физлицо или организация.Размер штрафов за нецелевое использование земель или неиспользование в 2017 году:Вид нарушенияФизлицаОрганизацииНецелевое использование0.5-1% от кадастровой стоимости ( но не менее 10 тыс.р.)2% от кадастровой стоимости (от 100 тыс.р.)Неиспользование земли под огородничество и строительство1-1.5% (от 20 тыс.р.)З-5% (от 400 тыс.р.)Неиспользование земли под с/х0.3-0.5% (мин.

3000 р.)2-10% (мин. 200 тыс.р.)При отсутствии кадастровой стоимости и использовании не по назначению10-20 тыс.р.100-200 тыс.р.При отсутствии кадастровой стоимости и использовании не по назначению участков под огородничество и ИЖС20-50 тыс.р.400-700 тыс.р.Несвоевременно выполненные/невыполненные действия по отношению к участку, повлекшие его непригодность20-50 тыс.р.200-400 тыс.р.При заключении последние освобождены от уплаты налога. Зачем некоторые собственники квартир приходят пониманию необходимости расприватизации своей недвижимости? Узнайте об этом интересном моменте .

Рейтинг самой дорогой недвижимости в мире представлен в .

Нецелевое использование земельного участка собственником помещения в деловом центре, или Практика применения ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ

Собственникам и покупателям нежилых зданий (помещений) необходимо учитывать виды разрешенного использования земельного участка, на котором расположены такие нежилые здания (помещения).Частью 1 статьи 8.8. КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде административного штрафа за

«использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием»

.

К ответственности могут быть привлечены как граждане (физические лица), так и организации (юридическое лица), в последнем случае к ответственности привлекается также директор организации-правонарушителя.За что предусмотрена ответственность?Как это иногда бывает, статья закона написана с нарушением правил русского языка. Законодатель имел в виду три случая, когда нарушитель привлекается к ответственности:

  • земельный участок используется не по целевому назначению;
  • земельный участок используется не в соответствии с разрешенным использованием;
  • земельный участок используется не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием.

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории ( ЗК РФ):

  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли лесного фонда;
  • земли населенных пунктов;
  • земли запаса.
  • земли водного фонда;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;

Из названия категорий земель можно понять, для каких целей разрешается использовать земельный участок, отнесенный к той или иной категории земель.

Использование земель запаса, как правило, допускается после перевода их в другую категорию. Интерес для рассматриваемого вопроса об административной ответственности, предусмотренной ч.

1 ст. 8.8. КоАП РФ, представляют земли населенных пунктов (это земли, находящиеся в границах населенных пунктов, и используемые для застройки и развития населенных пунктов).Что касается видов разрешенного использования земельного участка, то они устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне градостроительными регламентами.

1 ст. 8.8. КоАП РФ, представляют земли населенных пунктов (это земли, находящиеся в границах населенных пунктов, и используемые для застройки и развития населенных пунктов).Что касается видов разрешенного использования земельного участка, то они устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне градостроительными регламентами. Градостроительные регламенты являются частью Правил землепользования и застройки. Так, например, Правила землепользования и застройки города Москвы утверждены Правительства Москвы от 28.03.2017 № 120-ПП.

До принятия правил землепользования и застройки разрешенное использование земельных участков в городе Москве устанавливалось Департаментом городского имущества города Москвы (ранее — Департаментом земельных ресурсов города Москвы) на основании градостроительных планов земельных участков или иной документации по планировке территории ( Постановления Правительства Москвы от 24.06.2008 N 532-ПП

«Об итогах работы Департамента земельных ресурсов города Москвы в 2007 году и мерах по реализации задач в области земельных отношений на 2008 год»

).В крупных городах большинство компаний и предпринимателей арендуют или имеют в собственности помещения, расположенные в бизнес-центрах или деловых центрах, многие из которых в прежние годы были предоставлены научно-исследовательским институтам (НИИ) или производственным предприятиям, и, соответственно, земельные участки под ними имеют соответствующий вид разрешенного использования: для размещения организаций, осуществляющих научные изыскания, исследования и разработки; для эксплуатации научно-.исследовательского института; для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии и т.п.). Размещение офисов в таких бизнес-центрах и деловых центрах может повлечь административную ответственность.Кто может быть привлечен к ответственности?Согласно ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов.Таким образом, к ответственности могут быть привлечены как собственники, так и арендаторы земельных участков, а также лица, которым земельный участок был предоставлен на основании акта уполномоченного органа (см.

Постановление Верховного Суда РФ от 02.07.2018 N 33-АД18-3).Не вызывает сомнений, что размещение торгового объекта на земельном участке с видом разрешенного использования — для благоустройства или размещение рынка на земельном участке с видом разрешенного использования — для эксплуатации торгово-развлекательного центра, является правонарушением, и собственник (арендатор) земельного участка будет привлечен к административной ответственности.Более интересными являются случаи, когда, к примеру, собственник делового центра, расположенного на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования — для эксплуатации научно-исследовательского института, сдает часть помещений в аренду под офисы, при этом на большей площади делового центра действительно находится и функционирует научно-исследовательский институт. Будет ли собственник привлечен к ответственности?

Судебная практика по этому вопросу неоднозначная.

В одних случаях суды считают, что земельный участок используется по целевому назначению, когда площадь сдаваемых в аренду помещений незначительная (как правило, не более 20% от общей площади здания). См., например, Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 N 09АП-32263/2019 по делу N А40-283428/18; Арбитражного суда Московского округа от 19.04.2018 N Ф05-3936/2018 по делу N А40-101253/17.

В других случаях, те же (московские) суды отмечают, что здание хотя и является отдельным объектом недвижимости, тем не менее имеет прочную связь с земельным участком и его использование (в том числе использование расположенных в нем помещений, как его составных частей) невозможно без использования земельного участка.

Иными словами, на основе закрепленного в РФ принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, суды делают вывод о том, что земельный участок используется не в соответствии с разрешенным использованием (пр.: Арбитражного суда Московского округа от 28.01.2019 N Ф05-21825/2018 по делу N А40-118400/2018; Арбитражного суда Московского округа от 05.02.2019 N Ф05-23523/2018 по делу N А40-37466/2018). Хотя в некоторых случаях собственнику удаётся доказать, что столовая или сауна, находящиеся в здании, используются только для сотрудников предприятия (например, если установлен пропускной режим в здание), и состав административного правонарушения отсутствует (пр.: Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 N 09АП-26978/2011 по делу N А40-58558/11-154-479; Арбитражного суда Московского округа от 21.05.2019 N Ф05-5270/2019 по делу N А40-230302/18). Еще более интересная ситуация, когда небольшое по площади помещение в этом деловом центре принадлежит на праве собственности другому лицу (не научно-исследовательскому институту).

Будет ли такой собственник привлечен к ответственности за использование земельного участка не в соответствии с разрешенным использованием, если в принадлежащем ему помещении находится продуктовый магазин или офис? По мнению судов – да (решений в пользу таких собственников найти не удалось).Арендаторам зданий (помещений) повезло больше, так как они не являются земплепользователями и, соответственно, не могут быть привлечены к ответственности по ч.

1 ст. 8.8. КоАП РФ, что подтверждается судебной практикой (пр.: Арбитражного суда Московского округа от 13.08.2019 N Ф05-12631/2019 по делу N А40-236549/18-72-2401).Срок давности привлечения к ответственности.Зачастую, единственная возможность оспорить постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ – это пропуск уполномоченным органом срока давности привлечения к административной ответственности.Позиция Верховного Суда РФ состоит в том, что объективная сторона этого административного правонарушения выражается не в действиях, нарушающих нормы законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, а в нарушении земельного законодательства (Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 26.09.2017 N 307-АД17-6188 и от 20.06.2018 N 305-АД18-864).

Это означает, во-первых, подсудность таких споров для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, арбитражным судам, а во-вторых, общий (двухмесячный) срок давности привлечения к административной ответственности.Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ, является длящимся.

Срок давности начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (со дня составления уполномоченным органом акта обследования). Таким образом, постановление о привлечении к административной ответственности по ч.

1 ст. 8.8. КоАП РФ должно быть принято уполномоченным органом в течение двух месяцев со дня составления акта обследования.Тем не менее, в судах общей юрисдикции иногда применяется годичный срок давности привлечения к административной ответственности (как для правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования).

См., например, Московского городского суда от 22.11.2017 по делу N 7-15475/2017.Почему к ответственности стали привлекать чаще?По-видимому, причиной, послужившей росту количества административных дел по ч.

1 ст. 8.8. КоАП РФ, является собираемость налогов. При этом, целью является не только сбор штрафов, но и побуждение собственников к изменению вида разрешенного использования земельных участков.

От вида разрешенного использования земельного участка зависит кадастровая стоимость земельного участка, а она, в свою очередь, влияет на плату за земельный участок (земельный налог/арендную плату).

Таким образом, собственники и покупатели нежилых зданий (помещений) должны учитывать вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, при осуществлении своей деятельности в нем и деятельности арендаторов.

Целесообразно ограничить право арендатора сдавать нежилое здание (помещение) в субаренду (и иную передачу прав на него) и предусматривать в договоре аренды обязанность арендатора использовать здание (помещение) с учетом целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, а также условие о возмещении потерь арендодателя в случае привлечения его к административной ответственности.

Факторы, влияющие на размер штрафов

С начала 2015 года размеры штрафных санкций за нарушение использования земли существенно возросли. Многие из них были привязаны к кадастровой стоимости земельных участков. В основном данные санкции касались сельхоз участков, а также земель, отведённых под ИЖС, на которых не проводились соответствующие работы.

Последние новости по теме статьи

Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+